Самозащита
Особый репортажСюжет человекаМир вокругРезвяся и играя
Генеральная линияНовейшая историяШкола
Федерация самбо Москвы Фонд поддержки и развития самбо Российский Союз Боевых Искусств
On-line подписка On-line голосование Подписка на новости О журнале Где купить Редакция журнала Вакансии Для рекламодателей Media Kit Выставки Партнеры Журналу «Самозащита без оружия» - 10 лет «Самозащита без оружия» в Raff House
Сделать стартовой Добавить в избранное Написать письмо

Тупики олимпийской идеи

Текст: Валерий Сысоев. Фото: Игорь Яковлев.

Олимпийское движение зародилось под лозунгами: «О, спортты мир», «Главное не победить, а участвовать». Прошло столетиепоменялись ценности в мире, переродились и Олимпийские игры. Они стали успешным коммерческим меропри­ятием, живущим по жестким законам бизнеса. Сегодня в спорте высоких дости­жений правят бал деньги. Это порождает конкуренцию, причем не всегда чест­ную. За медали борются не отдельные спортсмены, а предприниматели, вложив­шие в них деньги. Неискушенный зритель зачастую не видит серьезных проблем за красочным спортивным шоу, в какое превратилась Олимпиада. Однако Вале­рий Сысоев, вице-президент Академии проблем безопасности, обороны и право­порядка, кавалер Олимпийского ордена, первый председатель Комитета физиче­ской культуры России, считает, что путь современного Олимпийского движения ту­пиковый. Но пути выхода из кризиса искать надо.

Увидеть все и умереть

Последние Олимпийские игры в Афинах. Про­грамма настолько громоздка, что нельзя уви­деть и десятой части соревнований – слишком много площадок и видов спорта. Помогают те­левизионные трансляции. Но зачем тогда ехать в Грецию? Можно ведь остаться дома или по­смотреть «живую» олимпиаду в гостиничном но­мере.

Трибуны современных спортивных сооружений огромны. На соревнованиях по гимнастике си­дишь в 40-м ряду. Оттуда видны маленькие фи­гурки, как в театре марионеток. Нет лица, не чувствуешь психологии спортсмена, того, что наиболее важно в спорте. По телевизору лучше – там есть крупные планы. Но соревнования надо смотреть вживую, Природа спорта такова, что его нужно ощущать, как оперу, спектакль. Все знают, футбол по телеку и на стадионе – это две большие разницы. Сегодня мы пришли к тому, что настоящее спортивное «боление», предполагающее сопричастность, постепенно сменилось просмотром спортивного шоу, сопе­реживание трансформировалось в банальное развлечение.

Как сделать доступнее спортивное представле­ние для болельщиков? Уменьшать стадионы? А они только увеличиваются. Вешать экраны над полем? Да, есть виды спорта, например син­хронное плавание, которые немыслимы без те­лепоказа – как еще мы увидим подводный мир, где проходит больше половины движений? Но если современный спорт полностью уйдет на телеэкран, то какой тогда смысл Олимпий­ских игр, проводимых единовременно в одном месте?

Дети глобализации

Программа Олимпийских игр, особенно летних, очень раздута. МОК борется за сокращение ви­дов спорта, чему закономерно противятся от­дельные федерации, опасающиеся исключения. А сколько федераций мечтает о включении в олимпийские виды! Но такая махина спортивной информации тяжела для восприятия. Гигантизм Олимпийских игр приводит к тому, что уже один город «не тянет» на проведение всех соревнова­ний. И не каждая страна способна их осилить. Современное Олимпийское движение – яркое проявление всеобщей глобализации. Но понят­но, что никакая система не может увеличивать­ся до бесконечности. Появились ответы на спортивную монополию МОК. В первую оче­редь Всемирные игры, не известные в нашей стране (нет телетрансляции – нет явления), но набирающие популярность во всем мире. Мне видится разумным выходом не укрупнение одних соревнований, а появление многих аль­тернативных на уровне федераций видов спор­та, стран, регионов. Сегодня по популярности спортивные зрелища примерно располагаются так: на первом месте – летние Олимпийские игры, затем – чемпионат мира по футболу, Тур де Франс и зимние Олимпийские игры. Но, на­пример, в Австралии любимы соревнования лесорубов. Каждая страна должна развивать свои, «национальные» виды спорта. Ведь зада­ча спорта – оздоровление общества, популяри­зация здорового образа жизни, национальных ценностей. А серебряные медали в Пекине или Афинах – в последнюю очередь. Федерация самбо тоже стремится попасть на Олимпиаду. Мне кажется, важнее завоевать признание в собственной стране. Стать по-на­стоящему народным видом спорта. Да и быть первым пусть в узком кругу зачастую лучше по­следних мест на мировой арене.

До последней капли допинга

Помимо утяжеления программы Олимпийских игр и победы телекартинки, когда в угоду зрелищности меняются даже правила некоторых видов спорта, изменились и принципы Олимпийского движения. «Победа любой ценой» – вот, пожалуй, новый девиз мирового спорта. Это оборотная медаль профессионального спорта. Деньги диктуют другую психологию спорта. Боль­шие вложения требуют полной отдачи. Ради по­беды и достойной оплаты спортсмены переживают запредельные физические и психические нагрузки. На это работает и Фарминдустрия, со­здавая все новые виды допингов. Страны – участники Олимпийского движения тратят ог­ромные средства на подготовку единиц, имею­щих шанс выиграть.

Однако только общество должно решать, какой спорт ему нужен и как согласовать спорт выс­ших достижений и массовое спортивное дви­жение. Пока получается, что профессиональ­ный спорт собрал сливки, а на местах оставил обрат. Да, спортсмен получит большие деньги взамен здоровья, а что получит общество от большого спорта, помимо красочной картинки и удовлетворения национальных амбиций? Где инвестиции в спортивные школы, в массовый спорт? Участие известных спортсменов в об­щественных проектах? Почему в Канаде, а не в России организована вратарская школа Треть­яка? «Звезды» спорта должны иметь возмож­ность на льготных условиях вкладывать свои накопления в спортивные сооружения, клубы, соревнования.

Олимпиадаклуб для богатых

За несколько десятилетий руководство Олим­пийского движения выстроило при участии мирового бизнеса «империю спорта», достиг­шую к концу века расцвета, но вместе с тем полную противоречий. Последние Олимпий­ские игры в Афинах практически положили ко­нец олимпийским принципам Кубертена, по­кончили с любительским спортом. Олимпиада превратилась в богатое шоу с политическим уклоном. Стала баснословно дорогим удоволь­ствием. Не только проведение Олимпийских игр, но зачастую даже подготовка спортсме­нов на современном уровне не по карману бедным регионам. Страны, понимающие, что даже в отдаленном будущем не смогут принять Олимпиаду, чувствуют себя ущемленными. Олимпийское движение стало похоже на закрытый клуб для богатых. Сегодня не национальные олимпийские коми­теты разных стран определяют суть Олимпий­ского движения, а МОК вырабатывает правила игры, в основном приемлемые для экономиче­ски развитых стран, усиливая через спорт со­циальную и политическую разнополярность мира.

Одна из проблем МОК – в практической бес­контрольности перед национальными комитета­ми. Нет прозрачности и доступности информа­ции. МОК не отчитывается перед НОКами. Нару­шена демократическая логика: сегодня член МОК от России не представитель России в МОК, а представитель МОК на территории России.

Пекинвершина, с которой больно падать

Самопожертвование, с каким Китай готовит следующие Олимпийские игры, приведет к обо­стрению проблем Олимпийского движения. Поднебесная с помощью Олимпийских игр пы­тается продемонстрировать свою экономиче­скую мощь. Это Московская Олимпиада в кубе. Вся страна напрягает силы, чтобы Олимпий­ские игры потрясли мир. Уровень организации, технического оснащения, состояния спортсооружений будет поднят на такую высоту, что ор­ганизаторы следующей Олимпиады будут или вынуждены брать ту же планку, или отказываться от проведения. Круг стран, способных принять Олимпиаду, сузится. Кроме того, Китай планирует победить по-крупному. И не только благодаря поддержке миллиардов своих бо­лельщиков – с таким количеством зрителей Олимпийское движение тоже пока не сталки­валось. Главный его инструмент – спортивная селекция. В десятках тренировочных центров собрано 70 тысяч молодых мастеров, готовя­щихся именно к Пекинской Олимпиаде. Сюда привлечены лучшие методики Европы и Азии, фармакология и традиционная китайская ме­дицина. И, возможно, с этого времени начнет­ся использовании «генной инженерии» в боль­шом спорте – принцип «Победа любой ценой» действует.

Китай собирается потратить на Олимпиаду-2008 два триллиона долларов, 37 млрд. на спортивные сооружения, а остальное – на «со­путствующие товары». Это развитие новой инф­раструктуры, подготовка спортсменов, переме­щение заводов с территории столицы и озеленение пустыни. Для сравнения: Афинская Олимпиада обошлась грекам почти в 10 млрд. долларов. Вроде бы все хорошо, но пугает накал страстей вокруг Олимпиады и объемы вложенных средств. МОК опасается простого вопроса: сколько же стоит современная Олимпиада?

Мы за ценой не постоим

Объективность такова: централизация средств автоматически порождает коррупцию. Страны-претенденты вкладывают десятки миллионов долларов в выборы. Вместо взвешенного ана­лиза готовности городов к организации спор­тивных соревнований и обеспечения безопасности начинаются закулисные игры и лоббиро­вание, создается зона легальной международ­ной коррупции.

По моему мнению, ставить на голосование воп­рос ценой в миллиарды – преступление перед человечеством. Город, принимающий Олимпиа­ду, надо выбирать лидерам крупных мировых держав. Ведь место проведение Олимпийских игр подвергается точечному удару большого экономического значения. Концентрируется капитал и, как лучом лазера, направляется в конкретное место. В мире нет другого механиз­ма таких огромных разовых инвестиций. Да­вайте будем его регулировать демократически, а не коррупционно.

Вот важная тема для обсуждения на следую­щем саммите Большой восьмерки. Крупное моментальное точечное инвестирование – это элемент мировой политики, возможность избежать полярности мира. Например, проводя Олимпиаду в трех слаборазвитых странах, можно развивать бедные регионы.

Олимпийские перспективы

Мы видим, что Олимпийское движение входи в новую эру. Должна быть разработана и вы­двинута социально-политическая концепция современного Олимпийского движения. Ста­рые принципы устарели, новые еще не выработаны. Нет ответа даже на основной вопрос: что такое Олимпиада? Только спортивное шоу или нечто большее?

Кто будет этим заниматься? Прежде всего члены МОК: президенты НОК, делегированные члены международных федераций, представители стран. Кроме того, спортсмены, общест­венные и политические деятели. Внутри каждой страны будут предложения по модификации Хартии МОК. Общество меняется – меняются «правила игры». Надо находить компромиссы менять заскорузлые установки. Только коллективно, путем широкого свободного обсуждения можно разобраться с накопившимися проблемами и выработать философию современного Олимпийского движения.

Сегодня наше представительство в междуна­родных спортивных организациях сведено к минимуму. Мало функционеров, знающих иностранные языки, имеющих вес в мировом спорте. Нужна долгосрочная работа в технических комиссиях, судейских бригадах, федерациях, плоды которой ощутят наши дети. За последние 20 лет от нашей страны не внесено предложений по изменению Хартии МОК. Получается у нас нет идей, как защищать собственные или  кооперированные интересы? Международная спортивная дипломатия не легче политически – к ней надо готовиться.

Отсутствие концепции Олимпийского движения не идет на пользу ни спорту в целом, ни отдельным странам. Если у российского НОК не будет концепции развития, мы не сможем влиять на Олимпийское движение. Мы не представляем, как изменится формат Олимпиады и как нам к этому готовиться. У нас сейчас 18 – 20 конкурентоспособных видов спорта. Что делать с остальными? Развивать их или ограничиться «ударными» видами? Стоит ли поддерживать введение новых видов Олимпийские игры? Считаю, что решать эти вопросы надо всем миром – общество должно участвовать в выработке олимпийской концепции.

Авторизация
Логин:
Пароль:
Войти

6 (23) 2006
Номер 6 (23) 2006

Краткий анонс:
Жизнь в тротиловом эквивалентеТупики олимпийской идеиМонархия Хасанова. АбсолютнаяБрянский род. Множественное число
127051, г. Москва, 1-Колобовский переулок, дом 19, строение 2
Тел.: +7 (977) 777-99-69
E-mail: mail@samoz.ru
Internet: www.samoz.ru
Главная | Новости издания | Текущий номер | Секция самбо | Архив номеров | On-line сервисы | Контакты | Полезные ссылки
Rambler's Top100