Самозащита
Особый репортажСюжет человекаМир вокругРезвяся и играя
Генеральная линияНовейшая историяШкола
Секция самбо
On-line подписка On-line голосование Подписка на новости О журнале Где купить Редакция журнала Вакансии Для рекламодателей Media Kit Выставки Партнеры Журналу «Самозащита без оружия» - 10 лет «Самозащита без оружия» в Raff House
Сделать стартовой Добавить в избранное Написать письмо

Парадоксов друг

Дмитрий Нагиев

Текст: Наталья Ильина. Фото: Игорь Яковлев.

Мне говорили: легче Луну достать, чем с Нагиевым погово­рить. Замкнут, с журналистами предпочитает не встречать­ся, а если и общается, то только на грани фола. С ним все­гда нужно держать ухо востро, потому как увернуться от его едких замечаний практически невозможно. Признаюсь: ехала в кафе, где мы уговорились встретиться, как на явку, заранее проверенную и надежную, не без опасений. Инте­ресно было расспросить, как актер Нагиев, такой неисто­вый, легко переходящий от восторга и подъема к раздраже­нию и отрицанию, в обыденной жизни защищаетсяот дур­ной молвы, косого взгляда, пьяного водителя на дороге, от­морозка в подворотне. А в голове у меня сидела только од­на мысль: не дай бог, придется отмахиваться от летящих стаканов, если русский мачо окажется не в духе. Более то­го, приготовилась ждать въезд персоны с фанфарами, так как не раз слышала, что Нагиев любитель эффектных появ­лений...

И на тебеу дверей «явки» бесшумно подошел человек и ти­хо: «Вы на интервью?» Шапочка подростковая, фигура спор­тивная, подчеркнуто вежливое приглашение за столик...

Клоун и плохие парни

Ну, вот и начинается, подумала я. Сразу вспомнилось название питерского кафе «Парадокс» – бизнеса его жены. Эдакий памятник Нагиеву при жизни – с фото­графиями, рисунками шоумена и даже куклой Димой в полный человеческий рост. Но как же все-таки он настоящий отличается от себя экранного! Увидев у фотокорреспондента камеру, Дмитрий будто спохватился: «Почему меня не пре­дупредили, что надо сниматься?! Я бы свитер нормальный надел». И в разгово­ре потом долго «оправдывался»: мол, да­же в булочную надевает «приличные брючата», а то «найдется дурень, скажет: фу, Нагиев ходит в трениках с пузырями на коленях». Чего тут больше – внутренней культуры или заботы об имидже, не­ясно. Но что педантизм шоумена во всем –  не только во внешнем облике, но и ра­боте, даже коллег поражает – дело из­вестное.

– Мой директор все удивляется, почему со мной все вежливы, где бы я ни рабо­тал – будь то съемки в кино, телешоу, уча­стие в концерте. Да потому что я не опаз­дываю, не пью, не подвожу в работе, не подличаю и не подсиживаю никого. И требую от других того же. Если человек плохо работает, я так и говорю ему в гла­за: «Плохо!»

Сам он, как говорят, работает четко и без лишних разговоров. Но когда ему на съемках, к примеру, в пустыне вместо во­жделенного тенечка предлагают табурет­ку на солнцепеке, может закатить такую истерику – мало не покажется. Вроде бы, такая мелочь, но с мелочи все и начина­ется. У автора многосерийных ТВ-прико­лов все детали и мелочей на месте. Ина­че чем еще объяснить тот факт, что в ма­лобюджетный нагиевский телесериал «Осторожно, Задов» звезды валом вали­ли: Полищук, Лифанов, Боярский, Гурчен­ко, Татьяна Васильева... Вряд ли из про­стой любви к буффонаде. Пока Нагиев гипнотизировал меня своим острым взглядом – арабская кровь берет свое, – я уговаривала себя не терять бдительности: ведь у него на поводу полстраны идет. Он мастер менять маски. Но что я, даже опытнейший Владимир Бортко еще год назад терялся в догадках: брать Нагиева на роль Иешуа или все же Иуды в свой фильм «Мастер и Маргари­та». Шутка это или нет, но раздумья мэт­ра, по словам Нагиева, разрешили две­надцать килограммов. Бортко спросил только: «Сбросишь вес?» Самбист Дмит­рий вообще-то знает, как сгонять вес, но отказался. То ли и правда худеть не хотел, то ли боялся не выдержать роли Христа. Это на экране с него как с гуся вода, а копнуть – и «с нервами беда, растрепа­лись совсем», и «без нерва никуда». Ведь в кино попробуй схитрить, не оправдав мерзавца как положено, по Станислав­скому. Не поверят! Потому что нельзя, убежден Дмитрий, играть мразь, лишь грозно сдвинув брови и сморщив лицо в свирепой гримасе.

– Но как же тогда психику сохранить? По­нятно, что череда «плохих парней», а раньше в «Окнах» – бесконечное копание в чужом белье не проходят бесследно.

Нагиев достал пачку и закурил:

– Работая, ни на минуту не забываю, что все это балаган. Профессионализм спа­сает.

Однако я думаю, сам Нагиев и не заме­тил, как стал заложником имиджа. Вер­нее имиджей. Ведь эксплуатируют сейчас только два придуманных им же самим об­раза – злодея и белого клоуна. И режис­серы запутались, кто он – умирающий ко­медиант в только что снятом фильме «На полпути к сердцу», жестокий солдафон, как в «Скалолазке», первом русском экшне для западного рынка? Или то и другое в одном лице? Сам актер ответа не дает и ждет звонка от Спилберга. Как будто и правда устал от себя в маске Нагиева. Хотя...

– Вначале артисты сами создают о себе мифы, а потом уже делают вид, что от них устали. Вот и мне, может быть, возомнилось... Зачем отпихивать проекты, пусть даже второсортные, которые дают тебе материальную независимость и иллюзию занятости...

Прививка от тщеславия

На «иллюзии занятости» Нагиев даже па­узу сделал. Кокетничает явно: двадцать шесть съемочных дней в месяц – не сон, а реальность. Три шоу на рейтинговых каналах, кино, репетиции в театре... На площадку очередного убойного фильма Дмитрий приезжает в десять утра и па­шет до часу ночи. И суток не хватит, что­бы успеть все. Его директор уже догова­ривается с Госдумой, чтобы день раздули до пятидесяти шести часов... Шутка, ра­зумеется, от Нагиева. А если серьезно, лет пять или шесть нигде не отдыхал: в прошлом остались дорогие курорты Май­орки и Маврикия. Если августовские съемки в сирийской пустыне (той самой, где ставили табуретку) считать подобием летнего тура, то отпуск, похоже, удался. Но он не в обиде, подобная гонка нон-стоп все же лучше любой невостребо­ванности.

Дмитрий уже прошел этап кухонных поси­делок с обсуждением своего непонятого таланта – он больше так не хочет. Пос­кольку терпеть не может сказки о рус­ской душе и Обломове, а «десятидневное новогоднее спаивание» считает глумлени­ем над страной почище «Окон». Еще его пугает даже потенциальное без­денежье. Видно, память о детстве – «по-моечном, как все наши детства». О юно­сти, когда постоянно жали ботинки. О мешках для нищих, которые во Франкфурте-на-Майне выставлял Красный Крест, а он в них подыскивал «обнову» – себе и маме. Заработанных денег в немецком театре, куда Нагиев приехал после окон­чания вуза, ему явно не хватало. Была еще и фарцовка в Питере – рядом зэки, воры в законе, и он, мальчишка, при них. А может быть, все это ерунда и единст­венное, что его мучает – страх одиноче­ства?

В конце 90-х, когда в эфире радио «Мо­дерн» звучал голос кумира питерской мо­лодежи Дмитрия Нагиева, Невский про­спект перекрывали милицейские кордо­ны – иначе сдержать толпы фанатов бы­ло нельзя. Да и сейчас поклонники ходу не дают – исписали помадой весь подъ­езд, из дома выйдет – дежурят, даже отца караулят с фотокамерами.

– Но пусть уж так, чем совсем ни души у служебного входа в театр. Иначе испуга­юсь, начну бить копытом и волноваться.

– Но почему же вы тогда сократили свой круг общения до минимума?

Он делает глоток кофе и начинает объяс­нять: дружить взасос – ни возраст, ни статус не позволяют. Раньше встреча­лись, выпивали, знакомились с девушка­ми, и это считалось дружбой до гроба. Ко­гда же вышел на тот уровень, что гаишни­кам не нужно предъявлять документы, школьные друзья и отвернулись.

– Наверное, от страха. Сейчас, когда встречаемся – они опускают глаза.

Не то чтобы шоумена коробит подобный бойкот, он знает: чем выше карабкаешься, тем меньше точка опоры и больше дистан­ция, да и с количеством работы, уточняет Дмитрий, падает качество личной жизни. А редкий отдых – лучше на диване у телеви­зора, с зашторенными окнами – начинает тревожить. И вот первый звоночек...

– Увлекся недавно цветами, купил урод­ца в горшочке, тот пустил побеги. Купил еще два, потом драцену и фикус. Плохо за ними ухаживаю, но люблю, и они это чувствуют – радуются, когда приезжаю с га­стролей: «О, хозяин вернулся! Скоро вода будет!» И так с ними тетенькался, пока где-то не прочитал, что домашними цве­тами увлекаются душевно одинокие. Ис­пугался очень. Ведь до сих пор не отдавал себе отчета, с чего это вдруг Дима Нагиев тридцати с лишним лет от роду полюбил фикусы...

Так вот откуда вся эта подозрительность и избирательность в связях! Боится са­мый популярный шоумен России, что сла­ва и деньги закроют в нем человека. И бежит потому в одиночество. Отсюда и весь его вызов, эпатаж, неприятие лице­мерного большинства и ханжеской доб­родетели.

Маска для актера

Когда-то, помыкавшись, выпускник питерской «театралки» Дмитрий выбрал ма­ску негодяя. Самый беспроигрышный ва­риант из всех возможных, если хочешь, чтобы тебя заметили. Но и самый тяже­лый. Сложно ли ему? Наверно. Страдает? Не знаю. Во всяком случае, знает рамки дозволенного.

– В разгар вечеринки один артист оголил зад, и я подошел к нему с вопросом: «Шу­ра, зачем?» Важен продукт, который ты делаешь, а не мишура вокруг него. А по­чему я песен твоих не слышу? Где твои фильмы, почему тебя видят только пья­ным и с бабами, почему ты танцуешь на столе с задранной юбкой? Глупые статей­ки в бульварной прессе, высосанный из пальца скандал – все это псевдораздра­житель. Скандал нужен потом, а первое – все же работа и твой талант. Сам он на тусовки не ходит, если только они не сулят нужных контактов и финан­совой пользы. Или «нахально» предлагает оплатить приход, называя, впрочем, вполне умеренные суммы – в качестве предупредительной пошлины. Это не стремление заработать на всем, что под руку попадается, а просто защита: зачем тратить время на дежурные поцелуйчики и словоблудие, когда можно провести ве­чер с сыном?

По этой же причине Нагиев, надо думать, не афиширует личную жизнь. Никогда не говорил, что женат, но и не утверждал об­ратного. Ни разу не ходил в школу к сыну на родительские собрания и в лагерь его отправлял под чужой фамилией. Боясь от­местки Кириллу за свою неоднозначную славу.

– Завидую артистам, которые спокойно ходят по улицам: я же всегда в кепке и черных очках, покупки в супермаркете делаю очень быстро, чтобы не заметили, и не выдерживаю долгого пребывания в людных местах. У меня ведь не такая сла­ва, как у Леонова или Смоктуновского, перед которыми снимали шляпу. Я – бра­тан, и меня вроде запросто хлопнуть по плечу и сказать: «О, Нагиев!»

Потому и прессу не пускает в дом, держит в секрете имя любимой и ни за что не расскажет, на каких ездит машинах.

– Когда полстраны нищих, кощунство говорить, что ты отдыхаешь, например, на Сейшелах и любишь дорогие ино­марки.

Вряд ли у Нагиева звездная болезнь – скорее, чистоплотность и нежелание выставлять жизнь напоказ, считая это актерским тщеславием. Или все-таки это опять хитрый трюк бизнесмена?

– Любой артист, тем более популярный, обязан держать дистанцию, это условие профессии. Если зрителя приглашать за кулисы, пропадет магия театра, а если и вовсе впустить в себя, ты пропадешь, как волшебник. Мир искусства – мир иллю­зий.

Но с иллюзиями, похоже, он заигрался. Иначе чем объяснить хотя бы те сплетни, что «секс-символ» бросил семью и ребен­ка? Никто ведь толком не знает: чтобы «не экономить» на близких, «негодяй» На­гиев захватил сына на съемки «Скалолаз-ки», где пытался заняться его воспитани­ем, а потом и вовсе взял в проект «Задов in reality», где Кирилл сначала пахал «младшим муравьем»: подай-принеси-разгрузи. А потом к шестнадцати годам дорос до администратора. Трех зайцев разом убили: и гонорар, и присмотр, и ро­дительский авторитет. Но может ли он объяснить сыну, что соби­рать стадионы на скандальный спек­такль, по сути – сделка с талантом. Осо­бенно это чувствует Нагиев, когда приез­жает на гастроли куда-нибудь, а там, па­раллельно с его шоу, идет потрясающий спектакль, а публики мало... И тогда он, собрав букеты в охапку, ни с того ни с се­го отправляет их театральным легендам...

Путь воина

Очень часто говорят, что Нагиев берет своих поклонников «телом». А он действи­тельно в хорошей спортивной форме. В последней картине, например, отказался от услуг каскадеров и все трюки выпол­нил сам. На высоте четвертого этажа дрался на досках, причем без страховки, потом догонял самосвал, прыгал, закаты­вал шоферу оплеухи и выпадал из маши­ны на приличной скорости. – Думал, всех поразит моя выходка, а мне сказали – «дурак». И правда, зачем рисковал, когда на пленке никто не пой­мет, кто там – дублер или я? Наверное, хотел доказать себе, что сильный и муже­ственный.

По-моему, и доказывать ничего не надо: то, что звезда голубого экрана умеет за себя постоять, все убедились по «Окнам» и купюрам из них, записанным на отдель­ной кассете. Раз избили Нагиева до со­трясения мозга, но и он не дал спуска – тому губу расквасил, этому нос сломал. Дмитрий теперь даже бизнес-классом ле­тает в целях безопасности, а то раньше, когда рейс задерживали, и в толпе начи­налась драка, он всегда попадал в нее – ну, как медом намазано. Но был и другой инцидент – примеча­тельный. Как-то на съемках «Однажды вечером» после очередного нескромного вопроса Розенбаум разозлился: «Я сей­час тебе в морду дам!» На что шоумен от­ветил: «Надо не говорить, а дать. Плохих вопросов нет – есть люди, которые не умеют на них отвечать». И бард остыл мо­ментально. Отдадим должное Нагиеву, из десяти случаев драк одна – в порядке са­мообороны, и девять – чтобы защитить честь женщины от «быдляцкого» хамства. И правда, поверишь, что кулак иногда лучшее средство...

– Только, пожалуйста, не в контексте спорта, – посерьезнел Дмитрий. – Когда я занимался в питерской сборной, сам­бо и мозг считались вещами несовмест­ными. Нас готовили в спортсмены, ли­шали воды неделями, чтобы мышцы бы­ли «сухие» и в тонусе. И мальчиков гро­били неподъемными нагрузками. Это сейчас я понимаю, что так нельзя, что самбо не спорт, а путь воина. Целая фи­лософия. И вообще, самбо – спорт мыс­лящих.

Авторизация
Логин:
Пароль:
Войти

1 (24) 2007
Номер 1 (24) 2007

Краткий анонс:
День с ангеломПарадоксов другЭра под знаком наноЛенинградская динамо-машина
127051, г. Москва, 1-Колобовский переулок, дом 19, строение 2
Тел.: +7 (977) 777-99-69
E-mail: mail@samoz.ru
Internet: www.samoz.ru
Главная | Новости издания | Текущий номер | Секция самбо | Архив номеров | On-line сервисы | Контакты | Полезные ссылки
Rambler's Top100
Array