Самозащита
Особый репортажСюжет человекаМир вокругДеньгиРезвяся и играя
Генеральная линияНовейшая историяЖивая легенда
Экипировочный центр "DAN SPORT"
On-line подписка On-line голосование Подписка на новости О журнале Где купить Редакция журнала Вакансии Для рекламодателей Media Kit Выставки Партнеры Журналу «Самозащита без оружия» - 10 лет «Самозащита без оружия» в Raff House
Сделать стартовой Добавить в избранное Написать письмо

Банкомат по прозвищу «зверь»

Davor Markovic

Текст: Лариса Сухорукова. Графика: Александр Архутик.

Эта история произошла с моим хорошим знакомым. Он решил пополнить свой счет – как всегда, через банкомат. Вставил карту, нажал на нужные кнопки, поместил деньги в приемное окно депозитного модуля. Банкомат, как водится, деньги пересчитал, опоз­нал и проглотил. Но когда из него выполз чек, бедный Максим не поверил глазам: сум­ма на чеке начиналась и заканчивалась одними нулями. Деньги просто исчезли. На следующий день он пошел в банк и заполнил бланк претензии, а сотрудники обеща­ли разобраться с жалобой в течение 60 дней. Но не тут-то было. Через два месяца ему сообщили, что он неправильно заполнил бланк и его нужно переписать. Согласился, пе­реписал. Еще через два месяца – увеличились сроки рассмотрения претензии. Опять решил подождать. А через полгода Максим узнал, что банкомат перенесли в другое ме­сто, что означало – «концы в воду».

Моим уговорам начать борьбу с банком через суд Максим не поддавался. Я же была уверена, что только так можно добиться справедливости. Стала искать людей, имев­ших подобный опыт общения с банкоматами и банками, вести разговоры с народом на форумах в Интернете, расспрашивать знакомых юристов. И пришла к выводу: сидеть и ждать – значит, совершать ошибку.

А нужна ли карта?

В порядке небольшого отступления хочу ска­зать, что, несмотря на все «плюсы» банкома­тов – мгновенное зачисление или снятие де­нег, отсутствие очередей, простоту использо­вания, «минусы», на мой взгляд, перевешива­ют. И дело даже не в том, что банкоматы, как и любая техника, ломаются и могут совер­шить ошибку: проглотить деньги или карточ­ку, или просто купюры не выдать, или выдать меньше. Если в цивилизованных странах проблемы, связанные с работой банкоматов, можно решить в короткие сроки – от не­скольких часов до 2-3 дней, то у нас, как показала моя «разведка», в большинстве слу­чаев клиенты месяцами не могут вернуть свои деньги. Если все-таки им это удается, ни о какой компенсации, как правило, речь во­обще не идет.

Отсюда я делаю такой вывод: самый безо­пасный способ погашения кредита, внесения денег на счет или получения их оттуда в на­шей стране пока только один – через кассу.

Тонкости составления банковского договора

Если все-таки решили оформить банков­скую карту, к этому делу нужно подходить очень ответственно. Прежде всего внимательно прочитайте банковский договор. В нем обязательно должна быть информация о возможных осложнениях при пользовании автомати­зированным терминалом самообслужи­вания и способах их устранения. Кроме того, в любом уважающем себя банке есть подробное положение о порядке рассмотрения претензий, жалоб и запро­сов клиентов. Если в договор не включе­на подобная информация или она мини­мальна, не конкретна, это уже тревож­ный знак. Попросите сотрудника банка показать вам этот документ. Получите от­каз – сразу прощайтесь. Если его пред­ставят и положение о порядке рассмотре­ния претензий, жалоб и запросов вас уст­роит, потребуйте внести все пункты доку­мента в основной договор. Что делать в случае отказа, вы знаете. Если не понят­ны какие-то формулировки и положения договора, не стоит заключать его сразу: попросите копию документа, чтобы про­консультироваться с юристом, который специализируется на деятельности в сфе­ре банковского и гражданского законодательства.

Было дело...

Эта история, о которой я узнала из форума в Интернете, произошла не так давно в Челя­бинске. Для оплаты обучения сына женщина оформила кредит в банке. Когда пришло вре­мя вносить деньги, она попыталась снять их в банкомате. Машина выдала квитанцию о том, что запрашиваемая сумма обналичена, а вот с деньгами расставаться не захотела. В тот же день в банк, выдавший кредитную карту, были поданы заявление и жалоба. Сот­рудники заверили, что проведут служебное расследование и пообещали через три дня выдать необходимую сумму. Прошло полгода, но денег женщина так и не получила. Ситуация осложнилась тем, что карточка принадлежала одному банку, а бан­комат, присвоивший деньги, – другому. Сот­рудники финансовых учреждений переклады­вали ответственность друг на друга. Владель­цы банкомата заявляли, что с истцом у них нет никаких договорных отношений, а сотруд­ники банка, выдавшего карту, говорили, что сбой произошел не в их банкомате. Женщина подала исковое заявление в суд, сотрудники которого признались, что подоб­ное дело будет рассматриваться у них впер­вые. В качестве ответчика был указан банк, с которым заключались договорные обяза­тельства, хотя для разбирательства можно было привлечь и владельцев банкомата – Закон о защите прав потребителей преду­сматривает в этом случае ответственность, несмотря на то, были ли заключены договор­ные отношения или нет. В день предварительного слушания банк, пытаясь избежать больших неприятностей, перевел на счет женщины необходимую сумму и проценты за использование чужих денежных средств. Но встал вопрос: кто возместит судебные расходы и моральный вред? Представители банка отпирались, как могли. Однако суд не прислушался к их доводам и удовлетворил исковые требова­ния в части возмещения морального вреда и государственной пошлины, руководству­ясь ст. 15, 23, 28 Закона о защите прав по­требителей.

Мораль сей истории проста: с бессовестны­ми банковскими работниками и владельца­ми банкоматов-хищников можно и нужно бо­роться. Никогда не опускайте руки, отстаи­вайте свои права и помните, что Закон о правах потребителей всегда будет на вашей стороне.

Мой знакомый, в конце концов, тоже подал заявление в суд. Сейчас мы ждем результа­тов.

Умейте постоять за себя

Получили вожделенную карту – не расслабляйтесь. Прежде чем положить в приемник деньги, перепишите достоинство, номера и серии купюр, а еще лучше – отсканируйте банк­ноты дома или снимите с них ксерокопии. Так вы сможете доказать, что «съеденные» день­ги – ваши.

Произошел технический сбой – обязательно сохраните выданный чек. Если в это время ря­дом с банкоматом находились люди, попросите их сообщить свои координаты, чтобы они смогли потом засвидетельствовать факт невыдачи или «поглощения» денег. Немедленно сообщите по телефону службы клиентской поддержки о произошедшем слу­чае сотруднику банка. Координаты указаны на карте.

В максимально короткий срок (не более двух дней) обратитесь в головной офис или фили­ал банка с письменным заявлением. На месте уточните все детали его составления, сроки расследования (зафиксируйте их в письменном виде под расписку) и информацию о допол­нительных документах, которые нужно приложить к жалобе. Заявление необходимо соста­вить в двух экземплярах, один из которых передается в банк, на втором (он остается у вас) сотрудник должен расписаться.

После получения жалобы банк обязан провести внутреннее расследование. По его итогам вам должны письменно сообщить о принятом решении. Если вы не согласны с результата­ми проверки или сотрудники банка нарушили сроки расследования, то нужно сразу обра­щаться в суд. Одновременно можно зайти с тыла – написать жалобу в Департамент бан­ковского регулирования и надзора ЦБ России, который осуществляет надзор в сфере бан­ковской деятельности. Если проверка установит нарушения в работе, то к сотрудникам обидевшего вас банка будут приняты соответствующие меры. Координаты ЦБ РФ: Москва, ул. Неглинная, 12, тел.: 8 (495) 771-9100, e-mail: webmaster@www.cbr.ru

Авторизация
Логин:
Пароль:
Войти

2 (25) 2007
Номер 2 (25) 2007

Краткий анонс:
Лагерь жизниНе первый год взрослаяБанкомат по прозвищу «зверь»
127051, г. Москва, 1-Колобовский переулок, дом 19, строение 2
Тел.: +7 (977) 777-99-69
E-mail: mail@samoz.ru
Internet: www.samoz.ru
Главная | Новости издания | Текущий номер | Секция самбо | Архив номеров | On-line сервисы | Контакты | Полезные ссылки
Rambler's Top100