Самозащита
Особый репортажСюжет человекаМир вокругЛичное дело
Генеральная линияНовейшая историяЖивая легенда
Секция самбо
On-line подписка On-line голосование Подписка на новости О журнале Где купить Редакция журнала Вакансии Для рекламодателей Media Kit Выставки Партнеры Журналу «Самозащита без оружия» - 10 лет «Самозащита без оружия» в Raff House
Сделать стартовой Добавить в избранное Написать письмо

Особая миссия

Игумен Евмений

Текст: Татьяна Кляйн. Фото: Илья Ханков, Алексей Маев.

Как-то в поезде, по пути из Москвы в Псков, мне попалась странная попутчица. Девчонка лет восемнадцати без умолку, несколько часов подряд говорила о Боге. Задавала вопросы, са­ма на них отвечала, сыпала цитатами и в конце концов так всех утомила, что сразу несколько человек начали на нее просто орать. Остались головная боль и неприятный осадок. А к свиде­телям Иеговы, которых она представляла, так никто и не примкнул. Потом ко мне несколько раз приходили домой распространители бапти­стской литературы, на улице зазывали на свои собрания адвентисты седьмого дня. Думалось: а где же наши миссионеры, от веры православ­ной, вся история которой – миссионерская де­ятельность? И только сейчас картина для меня прояснилась. Это случилось после того, как я пообщалась с настоящими православными мис­сионерами.

ЗНАКОМЬТЕСЬ: МИССИОНЕРЫ

Игумен Евмений – монах, священник с 1989 года. Пятнадцать лет был настоятелем монастыря в Ивановской области, потом переехал в столицу по приглашению миссионерского отдела Московского патриархата. Миссионерствовать стал с момента обращения к Богу, в 1984 году. Его первый миссионерский по­ступок: записал на диктофон с «Голоса Америки» проповедь митрополита Антония Сурожского, перепечатал текст на пишущей машинке в четырех экземплярах под копирку и раздал текст в православном храме, отчего почувствовал вкус к миссионерст­ву. Позже организовал издательство «Свет православия», и те­перь уже сам написал и издал девять книг. Самый маленький тираж его книг – 5 тысяч. Самый большой тираж у книги «Ано­малии родительской любви» – 50 тысяч. – Я один из последних, кого за христианские убеждения исключили из комсомола, – рассказывает отец Евмений. – Родился я в большом пролетарском городе – Донецке, родители мои не были верующими, были коммунистами. Я потом, кстати, нашел возможность их поблагодарить – при моем подростковом бун­тующем характере, если бы они были верующими, неизвестно, кем бы стал я.

Игумен смеется. Открытый, доброжелательный, веселый чело­век. И, кажется, совсем не соответствует классическому, книж­ному представлению о том, каким должен быть игумен. Второе мое открытие – Ирина Хитрикова. Молодая красивая женщина, парикмахер. Купила себе туристское снаряжение, и летом в свой отпуск уже три года подряд ездит с православной миссией в отдаленные концы нашей страны. Работает там с раннего утра до позднего вечера, спит в спальном мешке, воз­вращается домой и начинает готовиться к следующей поездке. Учится в Православном гуманитарном университете на вечер­нем отделении, а днем продолжает работать в парикмахерской.

– Я хожу в храм Царевича Димитрия на территории Первой градской больницы, – рассказала мне Ирина. – Наш храм моло­дежный, и там ведется большая миссионерская деятельность. Но в миссионерские походы я хожу не от нашего храма, а от другого, который находится по соседству. Там выбирают более сложные маршруты – Читинская область, Хакасия, Сахалин. Оп­ределяются места, куда обычно не ступает нога местного свя­щенника, потому что очень далеко. Огромные территории. И я вижу, как тянутся к нам люди. Батюшка крестит на реке по сто-двести человек в день.

Игумен Евмений и Ирина Хитрикова не знают друг друга. Они идут разными путями, но к одной цели, и оба решают одну и ту же задачу. И, по их рассказам, очень успешно.

Ирина Хитрикова в миссионерской экспедиции

ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ

Миссионерское движение началось с пришествием на землю Иисуса Христа и с тех пор приняло глобальные, не сравнимые ни с каким другим движением масштабы. Самыми первыми миссионерами были апостолы, ученики Христа, которые ходили и рассказывали каждому: Бог пришел на землю, мы видели Его, Он любит тебя и протягивает тебе руку помощи. Благодаря их свидетельствам, а также последующей миссионерской дея­тельности христиан Церковь росла и развивалась. Миссионеры добирались до самых отдаленных мест, порой рискуя жизнью, терпели лишения и несли людям Христа. Современные миссионеры тоже не могут бездействовать. При­чем самые вдохновенные из них, по наблюдениям отца Евмения, это те люди, которые еще не получили богословского об­разования и уверовали недавно. Миссионерская активность че­ловека обратно пропорциональна его богословской компетен­ции – отмечает игумен.

Митрополит Антоний Сурожский сказал, что человек не может стать верующим, если он не увидит в глазах другого человека свет вечной жизни. Задача миссионеров – не столько донести информацию о Боге (ее сегодня предостаточно), сколько пере­дать этот свет. Передача осуществляется от сердца к сердцу.

– В туберкулезной больнице мы говорили с мужчинами, к кото­рым даже близкие родственники заходят не так уж часто, – рас­сказывает игумен. – Один из них благодарил и плакал. Говорил: «Я уже не могу прийти в церковь, но Церковь пришла ко мне». Очень верно. Церковь – это Христос. Вся «лепнина» – право­славные традиции, обычаи, национальные идеи, храм, купола, – порой закрывает Христа. И задача миссионера – помочь людям сквозь это все увидеть Бога. Христос говорил: «...там, где двое или трое соберутся во имя Мое, там и Я посреди них». Миссио­неры собираются вместе и приводят людей ко Христу, обращая их к этому великому Источнику Любви. И будто река с небес от­крывается...

ИДИ И ГОВОРИ

Когда отец Евмений проводил свои миссионерские встречи на разных площадках Москвы, Ирина Хитрикова находилась в Ха­касии, где с миссионерской экспедицией посетила семь отда­ленных сел. Это был самый продолжительный по времени по­ход: он длился двадцать три дня. В Хакасии живет тюркский народ, кочевой, сейчас – оседлый.

Язычники в прошлом, занимаются животноводством. Повсюду огромное количество лошадей.

В каждом селе останавливались на три дня. Разбивали палаточ­ный храм, освящали и начинали службу. В церковной лавке про­давали литературу, открывали воскресную школу, ежедневно занимались с детьми. Весть о том, что едут миссионеры, рас­пространялась по окрестностям мгновенно, люди приходили пешком за десять километров.

– Приходили креститься, исповедаться, задать вопросы, кото­рые их мучат, – рассказывает Ирина.

– Кто-то приходил поспо­рить. В этом году подошла женщина, учительница на пенсии, давно верующая, и сказала, что хочет открыть воскресную шко­лу для детей. Мы ей помогли. Еще объясняли, что предпринять для того, чтобы построить храм. Нужен инициатор, который со­берет подписи и напишет заявление в местную патриархию, а для начала требуется организовать место для молебнов. Это очень просто, нужно захотеть.

В Сибири много староверов. Ирина говорит обо всех своих встречах с любовью. Интересные люди, очень простые. Первоз­данные, как сибирская природа.

– В одном селе бабушку крестили, которая очень плохо слышит. Кричали ей в оба уха: «Сейчас священник спросит, отрекаетесь ли вы от сатаны, надо сказать – отрекаюсь». А она вдруг гово­рит: «Не буду отрекаться». – «Почему?» – «А я с ним не сочета­лась». И было радостно. В основном люди просто делают то, что им говорят, а она все делала осознанно, все понимала. А потом батюшка спросил: «Сочетаешься ли ты Христу?». И она закивала быстро головой: «Сочетаюсь, сочетаюсь». В первый день только прилетели в Абакан, доехали до села, и был уже ве­чер. Разбили храм, освятили, началось вечернее богослужение. Батюшка в конце говорит «аминь», и тут же входит в палатку бык: му-у. Батюшка мгновенно среагировал: «Вот и колокол». Там горы. Мы начали с равнинной части, потом углублялись, съездили даже на настоящий прииск таежный, там раньше зо­лото мыли, теперь все заброшено, но живут несколько семей. Транспорт туда никакой не ходит. Они просили приехать – кре­стить, причастить. Как откажешь?

За эту поездку окрестили 1324 человека. С каждым беседовали. Миссией было принято решение: без предварительной беседы не крестить.

СЕКРЕТ МИССИИ В XXI ВЕКЕ

– Я понял одну простую вещь. Секрет успеха миссии в наше время состоит в том, что от миссионера требуется личностная работа с каждым человеком, – говорит отец Евмений. – Если ты не уделишь каждому внимание, не скажешь лично за что-то спа­сибо – в следующий раз он просто уйдет в другой приход или вообще приходить не будет.

Особенно беспокоило игумена то, что современная молодежь не охвачена христианской проповедью, она существует как бы в параллельном мире. Надо было что-то делать. По благослове­нию архиепископа Иоанна Белгородского и Старооскольского, председателя миссионерского отдела, отец Евмений разрабо­тал миссионерскую программу «Путь», которая существует все­го год, но уже сотни человек благодаря ей стали прихожанами православных храмов.

Миссионерские команды под руководством отца Евмения про­водят занятия по программе «Путь» в разных местах Москвы. Раз в неделю, по вечерам после работы, они собирают неверу­ющих или сомневающихся людей на дружескую вечеринку, кор­мят их ужином, поют песни под гитару, раскрывают основные христианские темы: кто такой Иисус Христос и зачем читать Библию, зачем молиться и как противостоять злу, что такое Церковь, и так далее. За чаем происходит обсуждение. Отец Евмений раскрыл мне один важный секрет.

– Если мы, миссионеры, с уважением и пониманием относимся к сомнениям наших гостей, они с уважением и пониманием от­носятся к нашим словам. Если в ответ на их несогласие мы «продавливаем» правильное мнение, слушатели закрываются и сопротивляются «миссионерской агрессии». Терпимость к дру­гому мнению, не совпадающему с твоим, – залог успеха, наша надежда на то, что нас услышат. Очень важно, чтобы свой выбор в пользу Христа люди делали не под давлением авторитета, са­мостоятельно.

ЕСЛИ КАША В ГОЛОВЕ

В Сибири и на Сахалине сектантов можно встретить так же час­то, как и в Москве. Они тоже миссионерствуют, только ездят на более приличных автобусах и снаряжены получше. Люди, вступившие в секту или просто пообщавшиеся с сектантами, полу­чают «кашу в голове», как говорит Ирина Хитрикова, но с такими особенно интересно работать.

Во время экспедиции в Хакасию к Ирине обратился ее коллега по миссии и рассказал, что долго общался с одной женщиной, торгующей на сельском рынке. Просил помочь – тяжелый, мол, случай.

– Женщина наговорила мне столько, что я сначала растерялась, – признается Ирина. – У нее был рак, доктора сказали, что ничего нельзя сделать, и отпустили умирать. И в это время она познакомилась с одной баптисткой и крестилась у баптистов. Через год пришла к докторам – рака нет. Они спрашивают: «Чем лечи­лись?». Отвечает: «Травку пила». Но на самом деле ничего не делала. Это было в Киргизии, потом она поменяла место жи­тельства, попала в другую секту, потом – в другую. У нее есть знания в догматике, но все эти знания в голове перепутались. Сыплет фразами, цитатами. И говорит: «Вот у них истина, я же исцелилась, а чем вы мне докажете, что вы правы, а они нет?». И было сложно. Но в такие моменты откуда-то приходит то, что надо сказать. И я сказала: «Вам Господь дал время на покаяние, чтобы вы покаялись и пришли в истинную Церковь». И еще, ко­нечно, рассказала немножко историю Церкви, кто такие сектан­ты. Спрашиваю: «Где были сектанты, когда родилось правосла­вие, когда были вселенские соборы, на которые приходили свя­тые отцы, пострадавшие за Христа? Их вообще не было. Сек­тантам всего-то несколько десятков лет». На следующий день она пришла креститься. Подходит ко мне в храме утром перед литургией и говорит: «Знаете, Ирина, я всю ночь мучилась. И поняла: конечно же, православие». Она окре­стилась.

С БОЖЬЕЙ ПОМОЩЬЮ

Отец Евмений признался, что быть православным миссионером достаточно рискованно, это каждый раз экстрим. Люди пере­гружены информацией, они сотворили себе кумиров и отдают им свою любовь. Поэтому нелегко бывает достучаться до серд­ца человека. Приходится изощряться, говорить так, чтобы было понятно и мальчишкам с пирсингом, и музыкантам, и сектан­там. Но при этом рискуешь быть непонятым своими же, право­славными. Потому что у многих верующих такая позиция: не нужны никакие миссионерские программы, кого надо, Бог сам приведет.

– Когда мы начали проводить программу «Путь», ходить в тюрь­му, больницу, центры молодежного досуга, в Интернете на пра­вославных сайтах поднялась волна критики, – рассказывает игумен. – Чего только там не было! От обвинений в попытках разрушить православие изнутри до политических доносов вро­де «подготовки оранжевой революции в России». И я спраши­вал Бога: «Господи, как правильно реагировать на это?». Мно­гие люди подбивали меня на публичную отповедь, на контраргу­менты, даже предлагали компромат на моих критиков. Но мне Господь положил на сердце – ни с кем не воевать. В войнах внутрицерковных компроматов гибнет огромное число ни в чем не повинных людей. И мы решили: мы будем как Божья река, кото­рая не воюет с берегами, она просто течет дальше. Помните, есть строки у Константина Никольского: «Я все-таки пою, пусть кто-нибудь услышит». Мы тоже поем, пусть кто-нибудь услышит. Путей к Богу много, и они разные. Волхвы шли с Востока не­сколько месяцев, чтобы поклониться Христу. А пастухи, простые люди, просто пасли своих овечек и услышали пение ангелов. Пошли и поклонились. Главное – чтобы у человека к Богу откры­лось сердце.

Есть картина английского художника Ханта – Христос стоит и стучится в дверь человека, с фонариком таким. Когда он выста­вил эту картину, критики сказали: «У вас неправильная картина. Здесь на двери нет ручки». Тогда художник ответил: «А ручка из­нутри».

Авторизация
Логин:
Пароль:
Войти

1 (30) 2008
Номер 1 (30) 2008

Краткий анонс:
Тяньвань доверияКлетка для ПринцаЗа островаПитер выбирает самбо
127051, г. Москва, 1-Колобовский переулок, дом 19, строение 2
Тел.: +7 (977) 777-99-69
E-mail: mail@samoz.ru
Internet: www.samoz.ru
Главная | Новости издания | Текущий номер | Секция самбо | Архив номеров | On-line сервисы | Контакты | Полезные ссылки
Rambler's Top100