Самозащита
Особый репортажЖивая легендаМир вокругСюжет человекаБыло такРезвяся и играя
Генеральная линияНовейшая историяНужные людиШкола
Федерация самбо Москвы Фонд поддержки и развития самбо Российский Союз Боевых Искусств
On-line подписка On-line голосование Подписка на новости О журнале Где купить Редакция журнала Вакансии Для рекламодателей Media Kit Выставки Партнеры Журналу «Самозащита без оружия» - 10 лет «Самозащита без оружия» в Raff House
Сделать стартовой Добавить в избранное Написать письмо

Обещание рая

Текст: Кирилл Иванов. Рисунок: Sam Messer.

Вежливые юноши в белых рубашках и с добрым взглядом, девушки в головных платках и длинных темных юбках, почтенные старушки, ходящие парами. Они подходят к вам на улице, вежливо приветствуют, предлагают поговорить о смысле жизни, Боге или просто о состоянии души, предлага­ют брошюрки, календарики. Вид их и манеры образец спокойствия, глаза лучатся теплотой, речь успокаивает и внушает доверие. Но что-то здесь не так. Подсознание подсказывает: не верь, уходи, беги, пошли подальше, наконец!

XX век, 60-70 годы. Рост общественных движений, всплеск противостояния социальных групп, развитие нефор­мальных группировок. Одновременно в обществе, которое стало достаточно светским, появилось что-то вроде моды на поиски смысла жизни через приобщение к миру мистики и оккультизма. На Западе основные причины появления сект связывают с об­щим кризисом церкви и общества, обманом верующих традици­онными религиями при отсутствии единой системы ценностей нерелигиозного общества. В США в то время возникло «новое религиозное сознание», чуть позже захватившее и Европу. Образование новых сект, культов, религиозных учений, которые относили к еретическим, идет с древнейших времен и по наши дни. Это – реакция общества как на усиление роли религии в государстве, так и на ее ослабление. Парадокс? Не совсем. Появление тоталитарных сект – явление социальное, фиксиру­ющее нестабильность в обществе. Возникает оно, когда офици­альная религия не в силах разрешить душевные конфликты че­ловека. Основатели сект, особенно базирующихся на мировых религиях, подчеркивают несоответствия в толковании святых книг и предлагают собственные пути. Так, в сектах Муна и Хаб-барда («Церковь сайентологии») основной тезис при начальной вербовке – учение секты не противоречит христианству, наобо­рот, позволяет наиболее полно понять и реализовать его. Свиде­тели же Иеговы постулаты христианства отрицают и основной целью видят борьбу с неверными – теми, кто вне секты. За последние полвека секты приобрели более структурирован­ный характер, мощную финансовую базу, усилилось их политиче­ское влияние. Например, «Свидетели Иеговы», мормоны, «Цер­ковь сайентологии» претендуют на глобальное распространение. Для России секты как таковые – явление не новое. Еще в XVII-XIX веках в России появились христоверы, хлысты, скопцы, духо­боры, молокане. Основное их сходство – противопоставление православному вероучению и отказ от канонов церкви. В отли­чие от западных сект, отечественные возглавляли религиозные фанатики, далекие от коммерческих интересов. Численность «старых» сект в России сейчас невелика. Так, хлы­стов всего до 5000 человек, расселены они главным образом в Тамбовской, Ростовской и Оренбургской областях, Краснодар­ском и Ставропольском краях. Скопцов еще меньше, если оста­лись вообще. Духоборов в стране тысяч 15-20, живут они в Там­бовской, Ростовской, Тульской и Оренбургской областях, Крас­нодарском крае, на Дальнем Востоке. Молокан – тысяч 40. Они в основном живут в Тамбовской и Оренбургской областях, на Дальнем Востоке и Северном Кавказе.

На рубеже 1980-1990-х годов в России возникают новые рели­гиозные культы. Открытие границ способствовало проникнове­нию в страну сект зарубежных. Раньше всего и крепче всего в России утвердились, пожалуй, муниты. Секту эту (официальное название – «Ассоциация Святого Духа за объединение мирово­го христианства») создал в Корее в 1954 году Сан Мен Мун. Первые миссионеры Муна нелегально, т.е. по туристской визе, прибывали в СССР еще в начале 80-х. К началу перестройки му­ниты находились в предстартовой готовности к миссионерскому штурму нашей страны. Легализация секты началась в 1989 г., когда АПН и Союз журналистов направили 12 советских журна­листов для участия в конференции, организованной мунитами. В начале 90-х муниты получают широкий доступ в школы и вузы, сотрудничают с министерством просвещения, региональными органами образования. Мунитские "нравственные учебники" "Мой мир и я" в 1994 году использовались в двух тысячах школ России, тысячи учителей прошли через семинары секты. Легкий доступ к детям в России для мунитов – редкая и большая удача, в большинстве стран мира они не могли и мечтать об этом. Тогда же активизировали свою деятель­ность на территории России секты «Свидете­лей Иеговы» и мормоны («Церковь Иисуса Христа святых последних дней»).

Будем бороться? А смысл?

Опасность влияние сект на общество осоз­нается во многих государствах мира. В США закон не запрещает деятельность тоталитарных сект, но внутри страны они подвергаются общественному порицанию. Во Фран­ции и Германии приняты практически антисектантские законы. Общество, как правило, противостоит насилию, разновидностью которого являются секты. Однако у нас еще 10-15 лет назад за­падным сектам оказывалась поддержка на государственном уровне. В России начала 90-х были возможны встреча лидера страны Горбачева с Муном (апрель 1990 г.), участие тогдашнего секретаря Совета Безопасности Олега Лобова в руководстве аумовской ассоциацией Российско-японского университета, от­крытие лаборатории сайентологии на факультете журналистики МГУ.

Памятны громкие судебные процессы над руководителями сект, как в России, так и за рубежом. Самая скандальная отечествен­ная секта «Белое братство», возникшая в начале 1990-х годов, проводившая активную информационную политику, спровоциро­вала массовые психозы. В результате «финального» действа («за­планированного» на 24 ноября 1993 года конца света) в Киеве было арестовано несколько сот человек. Руководители (Мария Цвигун и Юрий Кривоногое) были осуждены на 4 года, десятки людей были вынуждены проходить длительный курс реабилитации в психбольницах.

Здравствуйте, я сектант!

С формальной точки зрения, секта – религиозное объединение, отошедшее от ведущего вероисповедания страны. В тоталитар­ной секте идеологические элементы учения лидер организации использует для получения власти над ее членами, для принужде­ния совершать антиобщественные действия, вплоть до массовых убийств и актов самоуничтожения.

Когда страна переживает серьезные изменения в социальной, экономической и политической жизни, ее гражданам свойствен­но состояние неуверенности в будущем, тревога, чувство одиночества, повышенный интерес к негативной информации, соци­альная апатия – это реакция психики человека. Одновременно усиливается внушаемость, вера в таинственное, склонность к символике при неадекватной оценке происходящего. Именно в эти периоды секты развиваются наиболее активно. Вербовщики сект обращаются прежде всего к людям, находящимся в состоя­нии повышенной внушаемости: при стрессах, неустойчивом со­циальном или психологическом положении. Также наиболее час­то люди попадают секты в период «духовных исканий», становления личности, пожилые люди, находящиеся в длительном одино­честве, – все, кто нуждается в искреннем и радушном общении. У людей, попавшие под влияние миссионеров-вербовщиков, независимо от ориентации секты, серьезно меняется психика, и не в лучшую сторону. Бросают работу, учебу, уходят из дому, переда­ют в секту имущество свое и своих близких. Во многих сектах внедряемый в сознание принцип существования – отказ от прежних привязанностей, привычек, связей, включая семейные. Например, в секте Муна многих членов призывают ограничить контакты с родителями, с семьей и друзьями, если они не сочув­ствуют мунизму. В отношении к родителям Мун дает установку: максимально их использовать как «питательное вещество, ин­гредиенты, удобрение». В секте «Богородичный центр» обращае­мый проходит обряд отречения от матерей, включающий в себя нецензурную лексику.

Вера хороший бизнес

Деятельность сект преследует не только и не столько чисто рели­гиозные интересы. Современная секта – отлично отлаженный коммерческий проект, направленный на достижение финансо­вой и политической выгоды для управляющей сектой верхушки. Брошюры и листовки, которые распространяет секта, отнюдь не бесплатны. Члены секты обязаны выкупать тиражи на свои собственные деньги и только после этого раздают или продают их. «Свидетелям Иеговы» предписывается покупать «корпоратив­ные» издания для себя и членов своей семьи. Так обеспечивает­ся распространение печатной продукции собственного произ­водства. Рекрутированный в секту бизнесмен способен обеспе­чить финансирование деятельности, политик или общественный деятель – лоббирование интересов в сферах государственной власти.

Огромные доходы от собственной деятельности получает секта мормонов. В ее распоряжении – промышленность различных профилей, владения в банковском и страховом секторе, гости­ничный бизнес. Мормонам также принадлежит большая часть территории штата Юта, контролируются СМИ. Стоит ли говорить, что приверженцам церкви рекомендуется пользоваться продук­цией собственных производителей? Свидетельство политиче­ских претензий мормонов – заявление в сентябре 2003 года об увеличении финансовой помощи одной из среднеазиатских стран в случае, если правительство разрешит деятельность сек­ты на ее территории.

Кроме того, религиозная деятельность – удобное прикрытие для ведения разведывательной работы. Например, в середине 1990-х годов «Хаббард-колледж», дочерняя организация «Цер­кви сайентологии», проводил тестирование российских специа­листов, в том числе и допущенных к гостайне, в ходе которого получил сведения о персоналиях и положении дел на режимных предприятиях.

Второе пришествие?

Россия сегодня переживает второй всплеск развития тоталитар­ных сект. Число приверженцев псевдорелигиозных объединений растет. В нашей стране официальной статистики по количеству действующих сект не ведется. Однако, поданным Мировой психи­атрической ассоциации, Россия занимает третье место в мире: на ее территории действует сейчас около двух с половиной тысяч сект различного толка с общим количеством приверженцев око­ло миллиона человек (в США сект около 3000, в Италии – 400). Деятельность сект сейчас не так заметна, как лет десять-пятнадцать назад, но они никуда не исчезли. Просто поменяли принципы и методы работы, «диверсифицировали» свою деятельность. Секты активно скупают недвижимость, формируют лобби во властных структурах, инициируют судебные процессы по якобы нарушениям Закона о свободе совести, против журналистов, общественных де­ятелей. Цель – создать вокруг своей деятельности необходимый информационный фон. При этом судебные заключения, например по неоднократным искам к «Свидетелям Иеговы», подчеркивают, что в литературе и документах секты содержатся признаки разжи­гания религиозной розни, посягательства на такие права и свобо­ды граждан, как право на жизнь и медицинское обслуживание и право на отдых, а также на свободу распоряжаться своим време­нем. Наиболее активно сегодня растут псевдобиблейские неопятидесятнические секты (пишут о них немного, но именно они стабиль­но развиваются на северо-востоке России). Не отстают от «Свиде­телей Иеговы» и мормоны. Общее число членов неопятидесятнических сект, по оценке православного центра св. Иринея Лионского, возглавляемого известным специалистом по проблемам сект Але­ксандром Дворкиным, не меньше 250 тысяч человек, у "Свидете­лей Иеговы" – около 130 тысяч, у мормонов – более 15 тысяч. Несмотря на значительное количество публикаций в СМИ, по­стоянную циркуляцию страшных историй про жизнь в сектах, ко­личество людей в них растет. При отсутствии должного ответа сектам со стороны государства (несмотря на существующий, но не­работающий закон «О свободе совести и о религиозных объеди­нениях») секты действуют все более изощренно. Опасность сект не только в их антисоциальной деятельности, выраженной в от­рицании общечеловеческих ценностей. Основная проблема в том, что несколько фанатиков способны манипулировать сознанием тысяч человек, готовых выполнить их любое, самое катаст­рофичное по результату, приказание.

Российские СМИ тоталитарным сектам в России уделяют много внимания. На диагранне представлено сравнительное количество материалов в прессе с упоминанием деятельности различных деструктивных культовых объединений. Данные получены по фондам электронной библиотеки Public.ru

"Свидетели Иеговы"

Секту "Свидетелей Иеговы" основал в конце XIX в. Чарльз Тейз Рассел (1852–1916), галантерейщик из Пенсильвании, имевший пару классов образования. Наз­вание "Свидетели Иеговы" официально закреплено за ней с 1931 г. Каждый член секты обязан точно и искренне отчиты­ваться перед соответствующим органом (лицом) о проделанной миссионерской работе. Секта строго ограничивает связи своих членов с внешним миром, "внеш­ними" людьми, даже если они близкие родственники сектантов. Утверждается негативное отношение к любой мирской работе, если она мешает полной отдаче члена секты служению Иегове, которое важнее всего остального и поэтому для служения долж­но использоваться все свободное время. Самая бескомпро­миссная борьба ведется с инакомыслием. Бывшие иеговисты свидетельствуют: в секте отработана система шпионажа и доно­сительства друг на друга.

Численность секты – более 12 миллионов человек, в России – более 100 тысяч.

Мормоны

Официальное название этой секты – "Церковь Иисуса Христа святых последних дней". Мормоны – секта американская, осно­ванная Джозефом Смитом в 1830 году, современное название получила в 1834 году. Центр мормонов – Солт-Лейк Сити, столи­ца штата Юта, почти полностью выкупленного мормонами. Цель мормона – стать богом, получать наслаждение от своего гаре­ма, поэтому мормоны врачуются даже с мертвыми женщинами, чтобы после смерти они составили их гарем. Первые мормонские миссионеры прибыли в СССР (в Ленинград) в 1990 г. "Церковь Иисуса Христа святых последних дней" заре­гистрирована у нас в стране в мае 1991 г. Миссионеры-мормоны появились у нас как преподаватели английского языка (в рамках сотрудничества в сфере образования), а также с про­граммой гуманитарной помощи. К настоящему моменту в мире более 10 миллионов мормонов (в нашей стране около 15 тысяч). Мормонские миссии имеются в Москве, Санкт-Петербурге, Но­восибирске, Ростове-на-Дону, Самаре и Екатеринбурге. Мормон­ская литература активно переводится на русский, украинский, армянский и грузинский языки.

Мартиролог

18 ноября 1978 г. в поселке Джонстаун (Гайана) по приказу руководителя американской религиозной секты «Народный храм» Джима Джонса 912 сектантов покончили с собой или были убиты; 276 из погибших были несовершеннолетними. Кроме того, в тот же день боевики «Народного храма» рас­стреляли членов комиссии Конгресса США, прибывших в Гайану для расследования деятельности секты.

19 апреля 1993 г. в Уэйко (штат Техас, США) после 50-днев­ной осады полицией поместья религиозной секты «Ветвь Давидова» около 100 ее членов, в том числе не менее 25 де­тей, совершили самосожжение или были убиты по приказу лидера секты Дэвида Кореша.

5 октября 1994 г. в швейцарских кантонах Вале и Фрибург сожгли себя или были сожжены 53 члена религиозной сек­ты «Орден храма Солнца», в том числе не менее 10 детей. 22 марта 1997 г. в г. Сен-Казимир (провинция Квебек, Канада) покончи­ли жизнь ритуальным самоубийством 5 человек из «Ордена храма Солнца». 26 марта 1997 г. в г. Сан-Диего (штат Калифорния, США) 39 человек из сек­ты «Небесные врата» совершили само­убийство, приняв яд.

Авторизация
Логин:
Пароль:
Войти

8 (10) 2004
Номер 8 (10) 2004

Краткий анонс:
Отпуск вольным стилемПравила чести летчика ДейнекинаГерб Америки работал на МосквуЧешские баталииЗемляк Есенина
127051, г. Москва, 1-Колобовский переулок, дом 19, строение 2
Тел.: +7 (977) 777-99-69
E-mail: mail@samoz.ru
Internet: www.samoz.ru
Главная | Новости издания | Текущий номер | Секция самбо | Архив номеров | On-line сервисы | Контакты | Полезные ссылки
Rambler's Top100
Array