Самозащита
Персона номераОсобый репортажЯ говорюЗавтрак с чемпиономСюжет человека: Надежда Яхнич
Новости самбоТурнирыТурнирыТурнирыГенеральная линияКумиры: Арон Боголюбов
Секция самбо
On-line подписка On-line голосование Подписка на новости О журнале Где купить Редакция журнала Вакансии Для рекламодателей Media Kit Выставки Партнеры Журналу «Самозащита без оружия» - 10 лет «Самозащита без оружия» в Raff House
Сделать стартовой Добавить в избранное Написать письмо

На предельной скорости

Текст: Наталья Илюшина.
Фото из архива команды Yakhnich Motorsport.

Сложно представить эту эффектную брюнетку, будто сошедшую с обложки глянцевого журнала, мчащейся на спортивном байке по треку. Ведь шоссейно-кольцевые мотогонки в обыденном понимании — мужской вид спорта, экстремальный и довольно опасный. Но Надежда Яхнич не боится ломать стереотипы и выступать на соревнованиях наравне с мужчинами. Наверное, это и есть лучший залог победы — невзирая на предрассудки, делать то, что тебе нравится. И делать это хорошо.

Биография

  • Надежда Викторовна Яхнич
  • Мотогонщица российской команды Yakhnich Motorsport.
  • Родилась в Ярославле.
  • Первая женщина, которая приняла участие в чемпионате России по шоссейно-кольцевым мотогонкам.
  • Серебряный призер Кубка МФР по ШКМГ 2010 г., класс STK women.
  • 2 место чемпионата Италии среди женщин 2010 г.
  • Серебряный призер Кубка России по ШКМГ 2008 г., класс STK women.
  • Бронзовый призер Кубка России 2007 г. по ШКМГ, класс STK women.

Первая на треке

После распада СССР женский мотоспорт в нашей стране перестал существовать. Развалилось производство, а вместе с ним исчезли и ­заводские гоночные команды. Более десяти лет россиянки не участвовали в соревнованиях — до тех пор пока в 2005 году пилотесса Надежда Яхнич не выступила на чемпионате России по шоссейно-кольцевым мотогонкам (ШКМГ) в Финляндии. И хотя в тот раз призовое место взять не удалось, все-таки она стала первой: именно с ее появления на треке началось ­возрождение ­отечественного женского мотоспорта.

— Надя, можно сказать, что вы ввели в нашей стране моду на женские мотогонки?
— Да, это так. После ряда наших с Наташей (Наталья Любимова — коллега Надежды Яхнич по команде — Прим. ред.) выступлений на соревнованиях девочки, глядя на нас, пошли в мотоспорт. До сих пор мы слышим о россиянках, которые стремятся нас обогнать, превзойти наши достижения.

— Нужны ли вообще нам женские команды?
— Конечно, нужны! Быть может, женщины никогда не достигнут таких высот в мотоспорте, как мужчины, но они хотят участвовать в гонках и занимают призовые места. В любом виде спорта женщины привлекают внимание, зрителям интересно наблюдать за их состязаниями, а значит, это не бессмысленно. И пусть пока в России женский мотоспорт — скорее экзотика, я надеюсь, в ближайшем будущем все изменится.

— Что для этого должно произойти?
— Для этого мотогонки в целом должны выйти в нашей стране на более высокий уровень, стать более популярными.

— Перспективы есть?
— Безусловно. Хотя сейчас развитие мотогонок в России держится на энтузиазме и не имеет поддержки со стороны государства, тем не менее, люди, увлеченные этим видом спорта, делают все для того, чтобы наши пилоты побеждали на международных соревнованиях.

— Способен ли сегодня отечественный мотоспорт составить конкуренцию западным командам?
— Как минимум одна команда — Yakhnich Motorsport — точно способна. В течение последних нескольких лет мы активно инвестируем в создание команды мирового уровня. Собрали практически всех сильнейших российских гонщиков, сделали хорошую базу в Болонье (Италия), привлекли для этого лучших инженеров. Володя Леонов, самый быстрый российский гонщик, в 2012 году стал одним из лучших пилотов мира. В апреле этого года он занял шестое место на этапе чемпионата мира в Имоле и третье место на чемпионате мира в Ассене. За всю историю российского мотоспорта прежде таких результатов не достигал никто. Сейчас полным ходом идет подготовка к чемпионату мира по супербайку в Москве — серьезным соревнованиям уровня «Формулы-1». Мы надеемся, что это событие станет катализатором общественного интереса к мотоспорту. Кроме того, с августа начинаются трансляции на одном из отечественных федеральных каналов чемпионата мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам. В целом определенные успехи, безусловно, есть, просто мотоспорту как явлению в России пока не хватает массовости.


Адреналин

В «обычной жизни» Надя — улыбчивая, открытая и дружелюбная девушка. Хрупкая и женственная, спортивной обуви предпочитающая туфли на каблуках-шпильках. Какие метаморфозы происходят с ней, когда она надевает шлем, красивую, но массивную форму, садится на спортивный мотоцикл и выезжает на трек? Что заставляет мчаться по шоссе на бешеной скорости, забывая о страхе и физическом дискомфорте?

— Надя, вы с детства мечтали стать гонщицей?
— Я ни в детстве, ни во взрослом возрасте о гонках не думала. На мотоцикл решила сесть, потому что считала, что буду на нем здорово смотреться. Мне тогда, восемь лет назад, казалось, что женщина на байке — это невероятно красиво. Представляла себе, как буду ехать в роскошных синих сапогах на синем мотоцикле… Можно сказать, подобрала свой первый «классик» под цвет обуви. Но на следующий сезон решила, что ездить на спортбайке — еще круче. А когда пересела на него, то поняла, что стоит подучиться: опыта и знаний не хватало, да и страшновато было гонять на нем по дорогам. Записалась на курсы безопасного вождения (как я думала), а оказалось, что в этой школе обучали езде на треке. По ошибке, можно сказать, в мотоспорт попала ­(смеется). Время тогда было безумное. Мы с друзьями выезжали на мотоциклах из Ярославля в Москву, катались на треке и возвращались обратно. За один день наматывали по 500 километров!

— Откуда в вас тяга к экстриму?
— Сама не знаю! Никто из родных за экстремальными занятиями замечен не был. Мне кажется, любовь к гонкам сродни наркотической зависимости. Любой спортсмен понимает, о чем я говорю. Состязания, в особенности на высокой скорости, это всегда адреналин: тебя переполняют настолько сильные эмоции, что обязательно хочется испытать их еще раз. Одна гонка следует за другой, но накал страстей не спадает, наоборот, растет как снежный ком. За местными соревнованиями последовал чемпионат России, затем чемпионат Италии, потом чемпионат Европы… Так уже восемь лет.

— Какое соревнование было самым ярким?
— Наверное, чемпионат Италии, на котором я заняла второе место. Тогда у меня возникло довольно редкое чувство удовольствия от идеально выполненной работы. Я поняла, что не совершила никаких огрехов и все сделала как надо. Счастье переполняло и меня, и всю команду. Ведь победа — заслуга не только гонщика, но и всего коллектива, включая механиков. Вообще-то сегодня, когда эмоции улеглись, я каждое соревнование вспоминаю с улыбкой. Были гонки, на которые я выезжала с температурой, травмированная. Были гонки, которые проходили хорошо, но были и ужасные, по окончании которых оставалось чувство неудовлетворенности. Даже будучи отлично подготовленным, ты никогда не знаешь, каким по счету придешь к финишу.

— На каких мотоциклах предпочитаете ездить?
— Уже давно их не выбираю. Несколько лет назад у меня был Suzuki. Но когда образовалась команда, наш тренер Клаудио Корсетти принял решение пересадить нас на Yamaha R6. По всем показателям этот мотоцикл лучший, и мы ездим на нем до сих пор. Я к нему хорошо отношусь — как к коню боевому. Но, тем не менее, это расходный материал. Мотоциклы падают каждый месяц, ломаются, разбиваются, их разбирают и собирают заново, и такого трепетного отношения к ним, как к «гражданским», стоящим в гараже и тщательно оберегаемым, нет. Спортбайк — это спортивный снаряд, и он должен использоваться по назначению.

— В обычной жизни пользуетесь мотоциклом?
— Нет, предпочитаю автомобиль. Я ведь пришла в гонки из «города» и сделала это осознанно, потому что почувствовала разницу. Чем больше ездила на треке, тем больше понимала, насколько опасен город. Конечно, на треке я развиваю высокую скорость и получаю от этого больше эмоций, больше адреналина. Однако городские дороги куда более опасны. Я всегда предельно аккуратна, но зачастую очень сложно просчитать решения других участников дорожного движения. В машине есть хоть какой-то каркас безопасности, а в мотоцикле его нет.


Все выше и выше

Полгода назад в жизни Надежды появилось новое увлечение — ­пилотаж на спортивном самолете. Пока она совершает первые неуверенные самостоятельные полеты, но зная волевой характер Яхнич, можно предположить, что скоро и самолетом она будет управлять так же хорошо, как мотоциклом. Она во всем привыкла добиваться лучших результатов. (В мае этого года Надежда заняла четвертое место на чемпионате Москвы по высшему пилотажу в третьей лиге.)

— Что на данный момент приносит больше удовольствия — гонки или пилотаж?
— Для меня это никак не связанные между собой занятия, совершенно разные, даже сравнивать не хочу. Я думала, что пилотаж может дать мне дополнительные навыки для езды на треке, но оказалось не так. Хотя и мотоцикл, и самолет — машины, предназначенные для управления, методы работы с ними разные. На треке есть возможность рисковать и принимать иногда спонтанные решения, а за штурвалом запрещены подобные вольности: чем точнее ты выполнил заранее отработанную последовательность действий, тем лучше. Однако и трек, и небо дают непередаваемые эмоции. Недавно у меня состоялись первые самостоятельные вылеты (до этого — только с тренером). Было очень страшно, но я справилась. Мотоцикл для меня близок и понятен, а к полетам я пока отношусь как к волшебству.

— И гонки, и пилотаж отнимают много сил. Что помогает чувствовать себя бодрой и хорошо выглядеть?
— Уже много лет я постоянно хожу в спортзал. Для меня это непреложное правило. А вообще, если бы не было мотоциклов и самолетов, я выглядела бы в сто раз прекраснее (смеется). Сейчас есть масса возможностей ухаживать за собой, но времени на это катастрофически не хватает. Когда, наконец, вырываюсь с соревнований и приезжаю в Москву, сразу бегу на разные процедуры. С другой стороны, во время тренировок я веду более правильный образ жизни. После езды на треке не хватает сил уже ни на что, в 10 вечера без ног падаю на кровать.

— Что нужно сделать человеку, который хотел бы заниматься мотоспортом? Достаточно ли в России школ и профессиональных тренеров?
— Для начала нужно приехать на трек — посмотреть, поговорить с ребятами, составить свое мнение, покататься. В подмосковном Мячково, в Тушино до сих пор проходят тренировки. Сейчас в России есть пять треков, один из них — международного уровня, один из лучших в Европе. Мотоспорт в нашей стране молод, поэтому школ и тренеров не много. Но при желании можно найти настоящего профессионала.

— Надя, ваши экстремальные увлечения повлияли на ваш характер?
— Безусловно. Я горячий человек, эмоциональный и, наверное, с самолетами несовместима. Но меня привлекает возможность работать над собой, исправлять «неправильные», на мой взгляд, черты характера. И трек, и полеты — постоянный тренинг. Это помогает быть спокойной и уравновешенной, побеждать волнение и страх, учит принимать решения с «холодной» головой. Это закаляет!

Авторизация
Логин:
Пароль:
Войти

4 (57) 2012
Номер 4 (57) 2012

Краткий анонс:
Не могу оставаться равнодушнойДело ПлюснинаД.Липскеров: «Счастье - это когда любовь не требует обратной связи»Алиса Яровская & Михаил МохнаткинНа предельной скоростиНовости самбоНа шаг ближе к ОлимпиадеОткрытый коверЕвросамбо 2012«Москва — спортивная столица»«За нами — все самбисты СССР»
127051, г. Москва, 1-Колобовский переулок, дом 19, строение 2
Тел.: +7 (977) 777-99-69
E-mail: mail@samoz.ru
Internet: www.samoz.ru
Главная | Новости издания | Текущий номер | Секция самбо | Архив номеров | On-line сервисы | Контакты | Полезные ссылки
Rambler's Top100