Самозащита
Персона номераОсобый репортажЯ говорюЗавтрак с чемпиономСюжет человекаЗавтрак с чемпионом
Новости самбоГенеральная линияТурнирыТурнирыТурнирыТурниры
Секция самбо
On-line подписка On-line голосование Подписка на новости О журнале Где купить Редакция журнала Вакансии Для рекламодателей Media Kit Выставки Партнеры Журналу «Самозащита без оружия» - 10 лет «Самозащита без оружия» в Raff House
Сделать стартовой Добавить в избранное Написать письмо

Искусство протеста

Текст и фото: Владимир Назаров.

Войны, политические и социальные конфликты часто находят свое выражение в искусстве, но чтобы само искусство становилось формой народного протеста — случай довольно редкий. Пожалуй, самый яркий и впечатляющий пример — граффити Северной Ирландии, возникшие на почве энтополитического конфликта между сторонниками центральной власти Великобритании (лоялисты и протестанты) и борющимися за свои права ирландцами (республиканцы и католики). Благодаря этим настенным полотнам (с 1970 года их создано более 2000) и сегодня, прогуливаясь по улицам Белфаста и Дерри, можно почувствовать нерв противостояния между двумя лагерями, окунуться в трагическую историю, унесшую жизни нескольких тысяч человек.


Ольстерский конфликт

История современного конфликта в Северной Ирландии (Ольстер) берет свое начало в 20–40-х годах XX века, когда по итогам войны за независимость на территории ирландского острова образовалось новое государство — Республика Ирландия, а британцы, не желая покидать эти земли, оставили себе шесть наиболее промышленно-развитых областей на северо-востоке. Жители одного острова оказались гражданами разных государств. Протестантское население Северной Ирландии получало значительные преференции, что вызывало недовольство со стороны подвергающихся дискриминации католиков. В полную силу конфликт разразился в 1969 году, когда между двумя лагерями началась настоящая гражданская война с участием британских войск. В городах появились кварталы, разделенные по национальному и религиозному признаку, территорию метили флагами (британский и ирландский) и рисунками (murals) на фронтонах домов.

Знаменитое граффити «Художников Богсайда» в Дерри, где изображена Бернадетт Девлин, член парламента в Вестминстере, ставшая свидетельницей Кровавого воскресенья 1972 года и ударившая министра внутренних дел, когда он сказал в Палате общин, что солдаты стреляли в целях самообороны.


Республиканские кварталы

Один из самых известных католических кварталов, где проходили беспорядки, — Богсайд в Дерри. До сих пор на стене разрушенного дома после Битвы Богсайд сохранилась надпись, сделанная Джоном Кейси в 1969 году: «Сейчас вы входите в свободный Дерри». Надписи в католических кварталах отражали требования справедливости и соблюдения прав католиков. Но постепенно гражданские лозунги сменились радикальными призывами вывести британские войска, в поддержку IRA (Ирландской республиканской армии) и других группировок. А вместо надписей стали появляться картины с изображениями героев конфликта, павших от рук британских солдат, голодающих узников и жертв Кровавого воскресенья (30 января 1972 года британские войска убили 13 безоружных демонстрантов-католиков). Процесс создания политических граффити не прекратился и сегодня. До сих пор в Дерри работает группа «Художники Богсайда», которая с начала 90-х годов создала 12 всемирно известных граффити, показывающих события североирландского конфликта глазами республиканцев.

Киаран Ньюджент, основоположник Одеяльного протеста, осужденный в 1976 году член IRA. Он, требуя признать себя политическим заключенным, облачился в одеяло вместо тюремной формы. С этого начались пять лет тюремных протестов, закончившиеся массовой голодовкой.

Кварталы лоялистов

Стены протестантских кварталов покрывают граффити, сообщающие о создании групп самообороны (хотя на счету группировок многочисленные убийства и взрывы на территории Ирландии): UVF (Добровольческие силы Ольстера), UDA (Силы обороны Ольстера), UFF (Борцы за свободу Ольстера), RHC (Боевые группы Красной руки). Другие темы — дань жертвам деятельности группировок республиканцев и, в большей степени, прославление монархии и исторического прошлого. Например, битвы при реке Бойн (1690 г.), в которой Вильгельм III Оранский победил своего конкурента в борьбе за престол Англии и Ирландии, католика Якова II. До сих пор каждый год, 12 июля, оранжисты (сторонники англо-протестантской партии, противостоящей католикам) отмечают эту дату, символизирующую их власть в Северной Ирландии, парадным маршем под барабанную дробь.


На пути к миру

В 1998 году между республиканцами и лоялистами было подписано Белфастское соглашение, ознаменовавшее конец эпохи насилия. Это дало толчок к возникновению нового витка в искусстве настенных росписей. Появляются призывы к миру и освобождению узников войны, поднимаются темы культурного наследия Ольстера, привлекается внимание к мировым проблемам. Например, борьбе за независимость Каталонии или недопустимости расизма в современном обществе. Время от времени в Северной Ирландии возникают проекты по удалению политических граффити. Власть считает, что это поможет поскорее забыть былые обиды и сплотить людей. Но пока эти проекты остаются на бумаге, любой турист может приехать в Ольстер и получить мощный эмоциональный заряд от ­искусства уличного протеста. 

На более поздних граффити все чаще встречаются призывы к примирению. Например, такие лозунги, как «Мир не может поддерживаться силой, его можно достичь только пониманием» или «Цена мира — это вечное бдение».

Авторизация
Логин:
Пароль:
Войти

6 (59) 2012
Номер 6 (59) 2012

Краткий анонс:
Традиция побеждатьИскусство протестаДмитрий Бертман: "Я живу в той стране, в какой хочу"Все только начинаетсяПростая историяНовости самбоСамозащита для всехПроверка готовностиПозитивная мотивацияСамбо-профи. Завершение сезона.Звездные ворота
127051, г. Москва, 1-Колобовский переулок, дом 19, строение 2
Тел.: +7 (977) 777-99-69
E-mail: mail@samoz.ru
Internet: www.samoz.ru
Главная | Новости издания | Текущий номер | Секция самбо | Архив номеров | On-line сервисы | Контакты | Полезные ссылки
Rambler's Top100