Самозащита
Персона номераОсобый репортажЯ говорюЗавтрак с чемпиономСюжет человека
Новости самбоГенеральная линияКумирыТурнирыТурнирыТурнирыСамбо в мире
Секция самбо
On-line подписка On-line голосование Подписка на новости О журнале Где купить Редакция журнала Вакансии Для рекламодателей Media Kit Выставки Партнеры Журналу «Самозащита без оружия» - 10 лет «Самозащита без оружия» в Raff House
Сделать стартовой Добавить в избранное Написать письмо

Сетевая зависимость

Текст: Григорий Зеленский.
Коллаж: Вячеслав Доронин.

Раньше было принято считать, что сведения обо всех прошедших и предстоящих событиях необходимо выкладывать в интернет, чтобы о них узнало как можно больше людей. Сегодня аналитики уверяют — того, чего нет во Всемирной паутине, того нет и в реальности. Это, конечно, некоторое преувеличение, но суть явления отражена верно: поисковые запросы и ссылки как в зеркале отражают популярность любого события или объекта. Опираясь на это утверждение, попробуем посмотреть, как представлено самбо в интернете.

Для начала определим границы исследуемой области. В 2012 году общее число пользователей, регулярно использующих интернет, составило около 2,3 млрд человек. Из них 3 % или 69 000 000 человек являются русскоязычными, а по количеству контента в сети русский язык занимает третье место. При этом стоит добавить, что в последние пару-тройку лет глобальные компании вроде Google или Microsoft сделали немало интересных сервисов, облегчающих пользователям поиск и сбор информации. Среди них — программы для перевода. В контексте нашего исследования это значит, что человек, не владеющий русским языком, при желании может стать читателем материалов рунета. Определенную роль в процессе межъязыкового обмена играют такие глобальные сайты, как «Википедия», где налажен процесс взаимного перевода статей.

При оценке сетевой популярности самбо в данном случае использовались аналитические инструменты, предлагаемые компанией «Яндекс», которая является четвертой в мире по количеству обработанных поисковых запросов (4,84 млрд за декабрь 2012 года) после Google, Yahoo! и Baidu (китайский поисковик). Значительная часть поискового трафика в России приходится на Google, а также на Rambler, Mail.ru, однако в данном материале мы исходим из предположения, что данные, представленные «Яндексом», достаточны для понимания ситуации.


Ключевые слова

Главным индикатором сетевой популярности является статистика запросов по ключевым словам за январь 2013 года. Следует отметить, что множество запросов имеет более сложную структуру и состоит из двух-трех слов, например, «самбо 2012» или «уроки самбо». Для чистоты эксперимента будем ориентироваться на ключевое слово. Так, пик интереса к самбо в прошлом году пришелся на март (222 046 запросов) и ноябрь (222 300), то есть время, когда проходил чемпионат мира. Минимальное количество запросов (108 900) было в июне. Примерно так же обстояло дело и в 2011 году. Однако максимумы и минимумы 2012 года выше аналогичных значений 2011 года. Самбо набирает популярность!

Однако давайте посмотрим, как обстоит дело с другими единоборствами. Словосочетание «вольная борьба» в поисковой строке написало 75 259 человек, «карате/каратэ» — с учетом двух вариантов написания — примерно 837 750, бокс заинтересовал 1 493 995 пользователей. А вот запрос «дзюдо» имеет примерно такую же частоту, что и «самбо» — 197 042.

Стоит отметить, что боевое самбо суммарно — с учетом версий написания — получило около 73 200 запросов. При желании можно суммировать оба «самбистских» слова. Любопытно, что четвертый по значимости контекстный запрос — «самбо видео» (12 493), шестой — «Самбо 70» (6747). Что ж, надо признать, что известный российский спортивный бренд неплохо оптимизирован.


Региональная популярность

Посмотрим на Affinity Index (Aff, или Индекс соответствия), который обозначает отношение рейтинга по целевой аудитории к рейтингу по базовой аудитории. В принципе этот инструмент рассчитан на маркетологов, однако нам он покажет города и регионы, где существует повышенный интерес (более 100 %) к изучаемому слову. Максимальное значение Aff на карте мира у Швеции — 292 %. У Болгарии — 262 %, у Таджикистана — 223 %, во всех других странах — менее 200 %. Значение Aff для России составляет 109 %, то есть интерес чуть выше среднестатистического. А ведь даже в Японии сетевая популярность самбо — 172 %. Наиболее безразличные к самбо интернет-пользователи проживают в Австралии, Африке и Южной Америке.

Любопытно также отметить аутсайдеров интереса к самбо. Среди государств, где самбо никогда (или почти никогда) не культивировалось, таковыми являются Словения, Дания и Бразилия. Заметим, что все три названных государства имеют развитую сеть точек доступа в интернет, следовательно, дело именно в интересе, а не ограниченных возможностях, как, например, в Туркмении, которая также находится в последнем десятке.

А как дело обстоит в российских регионах? Здесь все предсказуемо. Лидеры — Москва и Московская область (44 421 запрос), затем идет Поволжье (28 556), на третьей позиции Северо-Запад (15 981). Аутсайдеры — Ненецкий автономный округ (4), Магаданская область (22) и Еврейская автономная область (58). Среди городов РФ самая грустная картина в Сарове — всего один запрос в месяц.

Наибольшая региональная популярность (Aff) в Выксе (при 165 запросах она составила почти 456 %), Тынде (86 запросов, 397 %) и Уссурийске (405 запросов, 333 %). И если выксунская школа самбо известна всей стране, Тында и Уссурийск — приятная неожиданность. В Москве Aff равен почти 123 %, а вот в Санкт-Петербурге, который следует сразу за столицей по общему числу запросов, региональная популярность всего 97,97 %. За пределами России самый самбистский город — это Киев с 3703 поисковыми запросами в месяц, но довольно низким Aff, равным 59,6 %.


Персоналии

Давайте посмотрим, как распределяется поисковый трафик по персоналиям. К сожалению, непросто определить, какие из пользовательских запросов относятся к самбистам в том случае, когда сочетание имени и фамилии довольно распространены. Например, запрос «Александр Панов» имеет частоту 3511 в месяц, а уточняющий вариант «Александр Панов самбо» всего 28. Наиболее очевидные результаты у Кирилла Сидельникова — 661 запрос и Али Багаутинова — 2261. К сожалению, остальные российские сборники плохо известны массовой аудитории. Не имеет смысла приводить данные по всем спортсменам, достаточно сказать, что цифры скромные.

Намного лучше с известностью (2694) обстоит дело у Виталия Минакова (член сборной по спортивному самбо 2011 года, в прошлом году удачно выступающий в ММА). А с учетом комплексных запросов («Минаков бои», «Минаков видео») можно указать и цифру около 3500. Для сравнения: Федора Емельяненко за последний месяц искали не менее 300 000 человек, причем это едва ли не самый низкий показатель, начиная с 2011 года. На пике внимания к знаменитому самбисту в марте 2011 года более миллиона сетевых пользователей отправили запросы о Последнем императоре. Это абсолютный рекорд среди российских спортсменов, и, вероятно, главный драйвер роста интереса к самбо вообще.

Сегодня одним из наиболее востребованных сетевыми пользователями представителей самбо является Сергей Харитонов, интерес к которому за последний месяц проявило около 50 000 человек. Бату Хасикова искало примерно 35 000 юзеров, Шамиля Завурова — 6000.

Характерно, что у членов российской олимпийской сборной по дзюдо в первой половине 2012 года была невысокая популярность, в период Лондонской олимпиады частота запросов подскочила до 50–60 тысяч, затем произошел спад и фиксация интереса на уровне 1500–2500 запросов. Таким образом, с точки зрения интернета Олимпиада не является достаточным поводом роста популярности. Зато ринг и октагон позволяют спортсменам повышать свой рейтинг до приличных горизонтов, примером тому является рост популярности Али Багаутинова и Кирилла Сидельникова.

Проделав этот короткий анализ позиционирования самбо в интернете, нельзя не задаться вопросом — зачем вообще рассматривать статистику запросов? Разве сетевая популярность как-то способствует улучшению результатов Уали Куржева или Елены Бондаревой? Разумеется, нет. Популярность — это тяжелая ноша, от которой многие из названных спортсменов, наверно, с удовольствием бы отказались. Однако рост личной популярности в сети того или иного самбиста положительно отражается на интересе к виду спорта в целом. И если годовая динамика изменений отрицательная, впору бить в колокола.

Авторизация
Логин:
Пароль:
Войти

2 (61) 2013
Номер 2 (61) 2013

Краткий анонс:
Oптимистическая историяЛаборатория будущегоГарри Бардин: "За свободу надо платить"Уали Куржев: "Тренировки — это удовольствие"Семья. мотоциклы и рок-н-ролл!Новости самбоСетевая зависимостьМежду прошлым и будущимНа равныхНеоспоримое преимуществоЭнергия юностиРазбуженный тигр, проснувшийся дракон
127051, г. Москва, 1-Колобовский переулок, дом 19, строение 2
Тел.: +7 (977) 777-99-69
E-mail: mail@samoz.ru
Internet: www.samoz.ru
Главная | Новости издания | Текущий номер | Секция самбо | Архив номеров | On-line сервисы | Контакты | Полезные ссылки
Rambler's Top100