Самозащита
Особый репортажЛичное делоМир вокругРезвяся и играя
Генеральная линияНовейшая историяНужные людиШкола
Федерация самбо Москвы Фонд поддержки и развития самбо Российский Союз Боевых Искусств
On-line подписка On-line голосование Подписка на новости О журнале Где купить Редакция журнала Вакансии Для рекламодателей Media Kit Выставки Партнеры Журналу «Самозащита без оружия» - 10 лет «Самозащита без оружия» в Raff House
Сделать стартовой Добавить в избранное Написать письмо

От пацифиста слышу

Текст: Галина Тумаркина. Фото: Portfolio.

Часто приходится слышать: «Я – пацифист: не могу ударить человека, не хочу ни­кому причинять вреда. Но моя бы воля – первым делом ввел бы смертную казнь!» Или: «Я не приемлю насилия, но если при мне обидят ребенка – в стороне стоять не буду». Так кто же может считать себя пацифистом? И что это вообще та­кое – пацифизм? Пацифизм в чистом виде предполагает абсолютный отказ от насилия в любой форме и для достижения любых целей, даже в экстремальных ситуациях. Например, для защиты себя и своих близких. Если отвечать насилием на насилие, полагают пацифисты, то насилия в мире станет еще больше. Латин­ское pacificus значит «умиротворяющий», а вот кого и в каких случаях следует умиротворять, человечество до сих пор не решило. Но ведь эта проблема, мало сказать, главная – может быть, Самая Главная.

Начало умиротворения

«Война превращает в диких зверей людей, рожденных, чтобы жить братья­ми». (Вольтер).

Слово «пацифизм» пошло гулять по свету в начале XX века с легкой руки французов – в 1902 году на конгрессе по вопросам мира его как антите­зу понятию «война» употребил один из представителей Франции. Само движение зародилось много раньше. Идеи, объединяемые термином «па­цифизм», то есть – неприятие войны в любом ее проявлении, отказ от на­силия, – существовали испокон веку. Их высказывали Эразм Роттердам­ский и Себастьян Франк. Но еще в Новом завете отчетливо звучат миро­любивые призывы и осуждение насилия.

Как политическое течение пацифизм впервые появился в Англии и Соеди­ненных Штатах Америки после наполеоновских войн. (К слову, Наполеон говаривал: «Две-три пацифистские газеты сделают больше, чем стотысяч­ная армия»). Отмену воинской повинности в Великобритании считают за­слугой именно пацифистов. В1848 году в Брюсселе прошел первый меж­дународный конгресс миролюбивых сил. Его делегаты требовали всеоб­щего разоружения, введения третейских судов для разрешения конфлик­тов, в том числе и международных, а главное – они мечтали запретить войны. Война объявлялась пережитком животной стадии развития человечества. Участники конгресса полагали, что на определенной ступени ис­торического прогресса этот пережиток должен отмереть сам собой. Повсеместное распространение миротворческих идей было призвано уско­рить этот процесс. Господствовавший тогда дух позитивизма, вера в про­свещенный разум и научное решение всех проблем человечества укрепляли надежды пацифистов (напомним, в то время их так еще не называ­ли), которые верили, что стоит народам Земли заключить между собой ее ответствующие договоры и соглашения, как все войны разом прекратите и наступит долгожданный Золотой век мира и процветания.

Капля и камень

К концу XIX века пацифистское движение широко распространилось в Европе, а после I Мировой войны растеклось по всему миру.                    |

I Мировая потрясла человечество: первое в истории применение химического оружия, подводная война, гибель 10 миллионов человек и крах четырех великих империй. Большинство людей страстно желали никогда больше не допустить ничего подобного. Наиболее активные делали для этого все, что было в их силах. Однако ни одной войны пацифистам пре­дотвратить не удалось. Но как та капля, что точит камень, их идеи медленно, но верно прокладывают путь к умам и душам людей. В XIX веке Джон Рескин, английский писатель, историк и теоретик искусства, говорил кур сайтам военного училища: «Я обнаружил, что все великие нации учились правдивости слова и остроте мысли благодаря войне; что война их вскармливала, а мир опустошал; война их учила, а мир вводил в заблуждение; война их упражняла, а мир предавал – одним словом, что они рождались в войне, а угасали в мире». Сегодня никто не осмелится публично выступить с подобными идеями. Война неизменно признается злом даже теми, кто ее ведет. Это несомненная заслуга пацифистов.

И в России существующие сегодня пацифистские (или считающие себя та­ковыми) организации занимаются главным образом антивоенной дея­тельностью: «Мир без насилия», Российский комитет защиты мира, Ассоци­ация «Равенство и мир», российские отделения движений «Врачи мира за предотвращение ядерной войны» и Пагуошского движения ученых и др.

Ровно год назад они встречались в Федерации мира и согласия – тогда, в годовщину начала войны в Ираке, Международное объединение миро­творческих организаций объявило 20 марта 2004 года «Глобальным днем действий против войны».

Пацифизм бывает разный

Это весьма не однородное движение: существует пассивный пацифизм (идейное противостояние войне и силе) и пацифизм активного ненасиль­ственного сопротивления (борьба без использования уничтожающей си­лы); светский и религиозный пацифизм; рационалистический и мистиче­ский пацифизм.

Был такой знаменитый пацифист Сиддхартха Гаутама, он же Шакья-Муни, он же Будда. «Освободи свое сердце от злобы, ибо никогда в этом мире ненависть не уничтожается ненавистью, но отсутствием ненависти уничто­жается она», – говаривал он своим ученикам. Надо сказать, буддисты по­следовательны в выполнении заветов своего учителя. Они, например, выращивают скот, но сами его не убивают – живьем продают в другие стра­ны, а потом там же закупают уже разделанные туши. Буддист не убьет да­же комара. И не только потому, что убийство любого живого существа – смертный грех, но еще и потому, что он верит в переселение душ: неизвестно, чья душа обитает в данный момент в крошечном теле комара. Наиболее яркий пример христианского пацифизма – квакеры (от англий­ского quakers, то есть – «трепещущие», так их поначалу называли в на­смешку за то, что они-де трепещут в своем религиозном рвении; сами се­бя они называют Society of Friends – «Общество друзей»). Квакеры - пос­ледователи радикальной ветви протестантизма. Впервые они появились в Англии в середине XVII века. Именно квакеры разработали доктрину абсо­лютного и бескомпромиссного пацифизма и категорически отвергают лю­бое насилие, даже в целях самозащиты. Они рассуждали так: в каждом че­ловеке присутствует «внутренний свет», следовательно, убийство человека означает убийство Бога, а это не может быть оправдано никакими сообра­жениями. Квакеры отказываются брать в руки оружие и проповедуют пол­ную веротерпимость. Для них в равной мере святы все люди – язычники, христиане, неверующие. Все они – носители «божественного света». Во все времена квакеры последовательно и энергично боролись против рабства, против смертной казни и негуманного отношения к заключенным. После I Мировой войны под руководством «Комитета служения американ­ских друзей» квакеры занимались антивоенной благотворительной дея­тельностью: помогали пленным и перемещенным лицам, восстанавливали разрушенные районы, боролись с голодом и эпидемиями. После II Миро­вой войны они развернули миротворческую деятельность в Африке, Азии, в Латинской Америке. В 1947 году квакерам была присуждена Нобелев­ская премия мира. Ричард Милхаус Никсон, 37-й президент США, был ква­кером. При нем закончилась война во Вьетнаме и начались переговоры между США и СССР об ограничении стратегических вооружений. Оконча­ние холодной войны тоже можно считать результатом квакерского паци­физма. Квакером был и 31-й президент, Г.К. Гувер.

Не синонимы

Для многих пацифизм и христианское миротворчество являются тождест­венными явлениями. Действительно, с христианской точки зрения, любая война – несомненное зло. Однако ортодоксальная церковь признает, что иногда мир можно отстоять только с оружием в руках. Когда враг наступа­ет, отказ от защиты ближних равносилен предательству и не может быть оправдан с позиции христианства. Церковь всегда осуждала агрессию, но никогда не выступала против воинской службы. И всегда почитала святых, принимавших непосредственное участие в вооруженной защите Отечест­ва. В России это Святые благоверные великие князья Александр Невский и Дмитрий Донской, на Западе в 1920 году была канонизирована Жанна д'Арк. Православие настаивает на том, что защита Отечества является священным долгом. Более того, отдать жизнь за свой народ – значит, со­вершить некий духовный подвиг. В Священном писании есть такие слова: «Нет больше той любви, как кто душу свою отдаст за други своя». Российские призывники, отказывающиеся брать в руки оружие по религи­озным соображениям – как правило, члены христианской общины свиде­телей Иеговы.

Некоторые деятели церкви утверждают, что распространение пацифизма вредно и даже опасно, поскольку стремление к «миру любой ценой» может на деле привести к потворству агрессору.

Наши

Одним из первых русских пацифистов XIX века можно считать художника-передвижника Василия Васильевича Верещагина (1842-1904). Его карти­на «Апофеоз войны» леденит кровь и не оставляет никаких сомнений по поводу отношения художника к войне. По Верещагину, апофеоз войны – пустыня, огромная гора человеческих черепов, черные вороны на ней и разрушенный город вдали. Картина, написанная в 1871 году, имеет автор­скую подпись: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим!» Подобная направленность творчества Верещаги­на вызвала явное неудовольствие членов царствующей фамилии, в частности будущего царя Александра III. Художнику пришлось собственными руками уничтожить несколько «туркестанских» полотен – слишком откро­венно изображали они ужасы войны. А германский фельдмаршал Мольтке запретил солдатам и школьникам посещать выставку картин Верещагина в Берлине. Произведения Верещагина перестали выставлять и в России. Русский пацифизм неизменно связывают с именем Л. Н. Толстого. Его книга «Путь жизни» – манифест русских пацифистов. Поскольку читали ее наверняка не все, имеет смысл привести некоторые цитаты.

«Заблуждение о том, что одни люди могут насилием устраивать жизнь других людей, тем особенно вредно, что люди, попавшие этому заблуждению перестают различать добро от зла. Если можно для хорошего устройства забирать людей в солдаты и велеть им убивать братьев, то нет уже ничего не должного, все можно. ...Армия есть не что иное, как собрание дисциплинированных убийц. ...Человек нашего времени, если он не хочет посту­пать безнравственно, должен очень внимательно обдумать те кажущиеся невинными дела, к участию в которых он призывается. Как, съедая котле ту, человек должен знать, что эта котлета есть тело убитого барана, так точно и, получая жалованье на ружейном, пороховом заводе или на службе офицером, он должен знать, что это жалованье он получает за то, что участвует в приготовлениях к убийству».

Основные идеи пацифизма Лев Толстой изложил на Конгрессе Мира в Стокгольме, где он выступил с докладом в 1909 году. Пацифистом считал себя Бернард Нобель. Работая над созданием дина­мита, он верил, что его изобретение поможет положить конец всем вой­нам, а когда понял, что надеяться на это не приходится, завещал все свое состояние на ежегодное награждение тех, кто принес наибольшую польз; человечеству.

Нация-воин

«Пацифизм – это сомнительного свойства доктрина, благодаря которой человек пользуется благами, предоставляемыми ему обществом, не же­лая за них платить, да еще претендует за свою нечестность на терновый венок мученика». Автор этих строк американский фантаст Роберт Э. Хайнлайн (по его роману был снят фильм «Звездный десант»). Сегодня под эти ми словами поставили бы свою подпись очень многие. «Пацифизм – орудие подготовки новых империалистических войн под прикрытием фраз о мире». (Из советской книги 60-х годов). Для России обе мировые войны оказались более тяжелыми, чем для вес европейцев вместе взятых. Тем не менее пацифизм в нашей стране не получил широкого распространения. Причина, вероятно, в национальны традициях. Россияне – нация-воин, а российская армия – плоть от плоти народа. Даже «дедовщина» не в силах переломить в целом доброго от ношения к армии. В этом кроются корни неприязни к «отказникам» и па­цифистам, наблюдаемой в определенных слоях общества. А ведь с 1950 года существует даже Международный день поддержки «отказников» от службы в армии по убеждениям – 1 декабря. Защиту «отказников» беру на себя российские пацифистские, антимилитаристские организации. О/ на из наиболее известных подобных организаций - Комитет солдатских матерей – преобразовалась в целую Партию солдатских матерей. Пока еще, правда, незарегистрированную. Своими главными целями партия считает: создание в России обстановки ненасилия и национального сог­ласия, прекращение войны, переход армии на контрактную основу и главное – спасение сыновей. Следует отметить, что в мире нет не только аналогичных партий, но даже и организаций типа Комитета солдатских матерей.

Ходоки

На 70-80-е годы прошлого века пришелся всплеск интереса к движению пацифизма на Западе. Процветали многочисленные антивоенные организации пацифистского толка.

Вспоминает известная журналистка Елена Ханга: «В 80-х годах по всей Америке шагали «марши мира». Появились даже люди, сделавшие борьбу за мир своей профессией: везде тебя привечают, кормят, поят, одевают. Кончается один марш – начинается другой».

Разумеется, это не значит, что все западные пацифисты и борцы за мир столь меркантильны. Про хиппи, например, этого никак не скажешь. «Дети-цветы» – бессребреники и непротивленцы. Они отрицают многие общепринятые ценности, отстаивая собственную точку зрения. Но при этом не прибегают к насилию. Даже для самозащиты. От чего частенько к страдают, однако переносят свои страдания стоически и даже гордятся полученными «боевыми» ранениями.                                                          

В 60-х толпы хиппи выступали против войны во Вьетнаме и против ре­жима иранского шаха, который безжалостно подавлял оппозицию – ис­ламистов и коммунистов. Они «бегали» от службы в армии и пропаганди­ровали идеи свободы, любви и жизни без оружия. Хиппи вставляли в стволы полицейских карабинов гвоздики и скандировали: «Make love not war» – «Занимайтесь любовью, а не войной».

В России хиппи открыто заявили о себе 1 июня 1967 года. Они вышли на Пушкинскую площадь в Москве и призывали отказаться от войн и насилия. Сегодня движение хиппи в России практически сошло на нет. На одном из последних фестивалей хиппи «Радуга» присутствовало не больше 200 чело­век. Да и то для доброй половины из них это не больше, чем игра.

Авторизация
Логин:
Пароль:
Войти

4 (15) 2005
Номер 4 (15) 2005

Краткий анонс:
Испытатели: будем жить!От пацифиста слышуОлимпийские планыПамяти товарища
127051, г. Москва, 1-Колобовский переулок, дом 19, строение 2
Тел.: +7 (977) 777-99-69
E-mail: mail@samoz.ru
Internet: www.samoz.ru
Главная | Новости издания | Текущий номер | Секция самбо | Архив номеров | On-line сервисы | Контакты | Полезные ссылки
Rambler's Top100