Самозащита
Персона номераОсобый репортажМонологЗавтрак с чемпиономСюжет человека
Генеральная линияТурнирыУчебный сборЛетопись самбо
Федерация самбо Москвы Фонд поддержки и развития самбо Российский Союз Боевых Искусств
On-line подписка On-line голосование Подписка на новости О журнале Где купить Редакция журнала Вакансии Для рекламодателей Media Kit Выставки Партнеры Журналу «Самозащита без оружия» - 10 лет «Самозащита без оружия» в Raff House
Сделать стартовой Добавить в избранное Написать письмо

Собиратель историй

Текст: Марина Полунина.
Фото: из личного архива Платона Беседина.

Искусство во все времена было зеркалом жизни, и сегодня оно как никогда точно отражает все черты нашей действительности. В частности, в России появился целый пласт литературы, основанной на реальных фактах и затрагивающей острые, актуальные темы. Один из наиболее ярких авторов, работающих в этом направлении, — Платон Беседин. В интервью нашему журналу известный прозаик и публицист рассказал о синтезе двух культур в своем творчестве и о том, какая общественная роль возложена сегодня на писателя.

Биография:

  • Платон Сергеевич Беседин
  • Писатель, литературный критик, журналист.
  • Родился 2 июля 1985 г. в Севастополе.
  • Окончил Севастопольский национальный технический университет, позже получил второе высшее образование по специальности «Психология».
  • Работал инженером-испытателем, конструктором, педагогом, копирайтером, долгое время был капитаном команды КВН в своем вузе.
  • Сотрудничает в качестве колумниста с изданиями «Свободная пресса», «Известия», «Комсомольская правда», «Сноб» и др.
  • Как писатель дебютировал с повестью «Голод» в журнале «Девушка с веслом» в 2005 г. Далее публиковался в изданиях «Дружба народов», «Новая юность», «Новый берег», «Бельские просторы», «Наш современник», «Радуга», в газетах «Литературная Россия», «Независимая газета» и «Литературная газета».
  • Автор книг: «Книга греха» (2012), «Ребра» (2014), «Учитель» (2014), «Дневник русского украинца» (2015) и др.
  • Финалист премий «Дебют», «Национальный бестселлер», «Нонконформизм» и др. Листер премий «Русский Букер», «Ясная поляна» и др.
  • Член Союза писателей России.
  • Рассказы и книги Платона Беседина переведены на немецкий, английский и итальянский языки.


Взаимное влияние

«…Что делать тем, кто считает себя русскими украинцами? Или украинскими русскими? Что делать им, любящим две страны, два народа?»
Платон Беседин, «Дневник русского украинца»


Платон, вы называете себя русским украинцем. Расскажите, почему.
— Я считаю, что русские и украинцы — это один народ. К сожалению, разделенный сегодня. Я родился в Севастополе, в государстве, которое называлось СССР. А когда мне исполнилось шесть лет, Крым стал принадлежать Украине. Помню, как в школе нам объявили, что теперь мы будем изучать украинский язык, и родители многих моих одноклассников от этого отказывались — не думали, что мова им пригодится. У многих появилось ощущение, что они здесь, а родина — где-то там. Тем не менее формально я стал украинцем, получил паспорт, гражданство, начал жить в этой культуре и — вместе с десятками миллионов людей — многое из нее с благодарностью впитал. Вот почему приходится говорить о себе как о русском украинце: это, по сути, две части одного и того же, и они переплелись во мне — не разорвать.

А как эти культуры соединились в вашей творческой природе?
— Я очень люблю украинский язык, хорошо его знаю, читаю, пишу на нем. Особенно люблю народные песни. Но, безусловно, мне ближе русская литература: я бы сказал, что инициирован ею, воспитан на ней. С одной стороны, я настоящий севастополец, люблю свой город со славным, большим, красивым прошлым, восхищаюсь им, как те, кто о нем писал, — Лев Толстой, Умберто Эко, Хемингуэй, Марк Твен, Александр Грин, Константин Паустовский. С другой стороны, я очень люблю Киев, жил там, созрел в нем как писатель, считаю его своей второй родиной. Вообще я думаю, мне очень повезло, что эти два города сошлись в моей судьбе. Наверное, мне ближе всего позиция Гоголя. На вопрос, к какой литературе его отнести, он отвечал, что он и малоросс, и великоросс и что этим народам своими чертами суждено дополнять друг друга.


Сюжеты из жизни

«Везде, где только можно, была сорвана лебеда, „дикая серебристая лебеда, предвестница запустенья и голода“, и гусиный подорожник. Цвели деревья, и опустившиеся, голодные, изможденные люди срывали почки вербы и тополя, похожие на зеленый горошек. Некоторые, кто еще мог нормально передвигаться, ходили в болотистую местность искать куликушки — растение с мучнистыми толстыми корнями. Их бросали в печь, чтобы высохли, после били палками и получали жалкое подобие муки. Такая пища считалась деликатесом».
Платон Беседин, «Голод»


Вы говорите, что как писатель созрели в Киеве. Но это было уже в сознательном возрасте. А можете вспомнить, когда у вас впервые появилось желание писать?
— Писать я начал очень рано — в возрасте семи лет. Моя бабушка до сих пор хранит тетрадку в клеточку с таблицей умножения на обороте, где я написал свою первую повесть. Это была сказка в стиле «Острова сокровищ» — о приключениях кота Каспера, который заблудился в лесу и связался с пиратами. Читать я тоже начал очень рано и в пять лет уже прочитал всего Жюля Верна и Стивенсона. Мой дед учил меня, потом привел в библиотеку (она до сих пор работает в одной из многоэтажек на улице Степаняна в Севастополе), и я полностью поддался очарованию книг… Кстати, я вообще с колоссальным уважением отношусь к библиотекам. Считаю, что это так называемые «места силы» и их ни в коем случае нельзя трогать — как сейчас пытаются сделать наши реформаторы.

Интересно, что дедушка имел отношение и к той повести, которая стала для вас судьбоносной, — с ней вы попали в лонг-лист премии «Дебют»…
— Да, когда мне было 20 лет, я попал в «Дебют» с повестью «Голод», ­литературные критики назвали ее одним из самых сильных описаний голода в русской литературе. Это история о толстом мальчике, который хотел похудеть и для этого потихоньку выбрасывал еду. Однако за этим делом его поймал дед и рассказал, что так делать нельзя. Рассказал о голоде 1932 года в Поволжье, который самому деду пришлось пережить семилетним мальчишкой. О том, как люди выживали, питаясь бунзуками, дикой лебедой и лягушками. О том, как начинался каннибализм и как мать чуть не съела его. Как в итоге она была арестована, когда была звеньевой и отвечала за хлеб. А потом они спаслись. Ужасным образом. Это жуткая история. Но это правда. Мне ее рассказал мой дед. По папе весь род оттуда — с Поволжья, из Сталинградской области.

Вы и сейчас черпаете сюжеты из реальной жизни?
— Конечно, ведь писатель — не просто человек, который сидит и пишет, отгородившись от всего, и литература — не просто точка зрения. Писатель — это собиратель историй, концентрат идей. Особенно сегодня, когда назрела необходимость дискуссий. Всегда в такие времена у писателей появлялась особенная миссия — предлагать внятные оценки ситуации. В русской традиции писатель всегда исполнял роль того, кто мог осмыслить процессы, сделать необходимые выводы. Таковыми были и Толстой, и Достоевский. Сегодня в таком писателе есть потребность, людям необходимо внятное понимание глубинных процессов, происходящих в экономической, политической, социальной жизни. И миссия писателя становится особенной. Теперь это не просто независимый творец, а личность, сопряженная с действительностью.
Так что я стараюсь больше общаться с людьми, часто в процессе находятся сюжеты и эмоции. Тут, впрочем, главное не переборщить, не скатиться в излишнюю публичность, не забыть о слове. Ведь одиночество, несмотря на все вышесказанное, — важнейший компонент писательства.
Все мои книги основаны на реальных событиях. В тетралогии «Учитель», второй том которой скоро увидит свет, я через осмысление своего детства и того времени делаю попытку понять то, что сейчас происходит на Украине. В «Дневнике русского украинца» — книге очень личной, представляющей собой реакцию на все происходящее, я поражаюсь глупости и восхищаюсь милосердием и подвижничеством людей. В романе «Красная соль», над которым работаю сейчас, отразились сюжеты, увиденные мной во время гуманитарной поездки на Донбасс.


Основа основ

«Наши дети успеют повзрослеть и без нас. Правда, не стоит их торопить. Лучше позволить им дольше побыть детьми — в нежности, тепле и заботе. Научить быть ребенком, чтобы стать достойным взрослым».
Платон Беседин, «Дневник русского украинца»


Если сегодня как никогда важна личность автора, тогда давайте немного приоткроем вашу личность. Какой вы, когда ненадолго отходите от писательского труда?
— Свободного времени у меня практически нет, я все время работаю. Недавно прибыл из Карелии: в самолете читал, а по пути туда писал статью. Пока ехал в автобусе из Симферопольского аэропорта в Севастополь, тоже писал что-то. Даже когда недавно в санатории в Гаспре отдыхал, постоянно работал. Я пытаюсь больше общаться с людьми и помогать им по мере возможности. На это и уходит все мое время. Ну и конечно, если выпадает свободный час, стараюсь увидеться с друзьями, чтобы поиграть в футбол. У меня есть два друга, с одним из которых дружу 17 лет, а с другим — 24 года. Главное же — это семья: жена, дети. Не меньше для меня значат родители, а также мои бабушки и дедушки, которые в моей жизни сыграли огромную роль. К счастью, все они до сих пор живы, кроме одного деда, который ушел недавно.

Кстати, многие из современных писателей отстаивают семейные ценности и сами являются примерными семьянинами. Это тоже можно назвать тенденцией?
— А как иначе?! Семья — это основа основ. Человек без семьи — ничто. И полноты жизни без этого быть не может. Я знаю, что Алексей Толстой советовал Михаилу Булгакову для вдохновения менять жен. Но мне ближе позиция Льва Толстого, который считал семью главным элементом жизни человека, хотя и понимал, насколько нелегка жизнь в браке. Конечно, это колоссальный повседневный труд, и проблем тут хватает — особенно в современном стремительном мире, полном соблазнов. Но все сложности можно — и нужно — преодолеть. Писатель сегодня должен быть ответственным — не только за текст, но и за семью, за Родину.

Авторизация
Логин:
Пароль:
Войти

5 (76) 2015
Номер 5 (76) 2015

Краткий анонс:
Хочешь побеждать - тренируйся!Аграрное раллиЮлий Ким: "О мечте и надежде во славу любви"Человек судьбыСобиратель историйПрофессия - спортсменБакинский дебютЭлитная подготовкаРодом из Ленинграда
127051, г. Москва, 1-Колобовский переулок, дом 19, строение 2
Тел.: +7 (977) 777-99-69
E-mail: mail@samoz.ru
Internet: www.samoz.ru
Главная | Новости издания | Текущий номер | Секция самбо | Архив номеров | On-line сервисы | Контакты | Полезные ссылки
Rambler's Top100
Array