Самозащита
Особый репортажЛичное делоМир вокругРезвяся и играя
Генеральная линияНовейшая историяШкола
Федерация самбо Москвы Фонд поддержки и развития самбо Российский Союз Боевых Искусств
On-line подписка On-line голосование Подписка на новости О журнале Где купить Редакция журнала Вакансии Для рекламодателей Media Kit Выставки Партнеры Журналу «Самозащита без оружия» - 10 лет «Самозащита без оружия» в Raff House
Сделать стартовой Добавить в избранное Написать письмо

Классная классная

Психотерапевт в ярославле по материалам сайта.

Текст: Залина Дзеранова. Фото: Игорь Яковлев.

Елена Яковлевна Приступа

Елена Яковлевна Приступа родилась в селе Маралиха в Алтайском крае. В 1982 году закончила филологический факультет Северо-Осетинского государственного университета. В течение 23 лет работает учителем русского языка и литературы в различных училищах, школах, лицеях, гимназиях Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Москвы. Сейчас – завуч в экпериментальной гимназии № 1562 при Московском институте общего образования. Уже 22 года – жена прокурора и мать двух сыновей. Учитель высшей категории, отличник народного образования.

«Школа для меня – большая рана... Я стала нервным чело­веком. В школе я узнала, что такое предательство, лицеме­рие, зависть. И сделала вывод, что мало на свете добрых, искренних и бескорыстных людей. И только Вы, Елена Яков­левна, для меня как «луч света в темном царстве». В жизни я не встречала человека такого мудрого, как Вы. Я настоль­ко полюбила Вас, что уже никогда не смогу оторвать Вас от сердца! Вы – моя хорошая память о школе!» (Здесь и далее – отрывки из школьных сочинений на тему: «Вспоминая школу»).

Вот вам факт. Совершенно невероятный. Когда Елена Яковлевна Приступа ушла работать в новую школу, вслед за ней ушел весь ее класс. Не так, что­бы гуртом, сговорившись. Это было отдельное и взвешенное решение ка­ждого ученика и родителей. «Не легенда ли это?»,– подумала я и пригласи­ла учительницу в гости. С удивительно желтыми волосами, небрежно соб­ранными на затылке, говорливая и жизнерадостная, она похожа на сол­нышко, которое излучает – сразу, на всякого, без разбору – свет, тепло, заботу, любовь, радость. А еще через несколько минут поняла: нет, не ле­генда. Ее как-то сразу хочется любить. И не отпускать от себя. Никогда.

Коллеги

– Начну не с себя, а с мамы. Она – дитя военного времени. Ей рано пришлось начать зарабатывать, выучиться она не смогла. При этом моя мама свободно владела немецким языком – читала книги в подлинни­ке. С ее слов я узнала все стихи – Лермонтов, Некрасов, Есенин. Мне казалось, что она всю русскую поэзию знает наизусть. И она всегда с сокрушением говорила: «Если бы я была учителем...» И мне представля­лось, что учитель – это нечто недостижимое и прекрасное...

В четыре года Лена уже умела писать и читала запоем. А в школе, ко­нечно, стала круглой отличницей и... учителем. В первом классе. Учила всегда, сколько себя помнит, – подтягивала одноклассников, соседей, детей в подшефном садике. А в старших классах учителя уже с уважением обращались к ней не иначе как – «коллега». «Я на всю жизнь запомню Ваши слова, Елена Яковлевна: «Ребенок дол­жен много спать, много гулять и только потом – много учиться».

Озорная «гордость»

– Меня называли гордостью школы. Но на «гордость» я совершенно не была похожа. Вечно растрепанная, я бегала и прыгала, как мальчишка. Мама умоляла – надень платье. Но какие платья – все деревья, забо­ры, стройки, подъемные краны, синяки и ссадины были мои. Во дворе маму спрашивали: «Ну как твоя двоечница?» Она показывала соседям дневник – это было потрясением. Дружила я с двоечниками – так на­зываемые «ботаны» были не моего темперамента. Я была абсолютно всеядным ребенком. Не пропустила ни одного кружка в Доме пионеров, все пробовала и все бросала. Единственной константой в жизни было постоянное чтение.

«Мне всегда казалось, что Вы являетесь воплощением всего лучшего, что есть в русской литературе. В Вас одновременно переплетаются об­разы Наташи Ростовой, Татьяны Лариной и даже Маргариты...»

«Блажен, кто смолоду был молод...»

– Однажды еще в университете подруги пригласили меня на турбазу. «Ни за что! Там, говорят, та-а-кое!» Я-то всех мальчишек за друзей дер­жала – никаких вольностей. Уговорили – поехала. И в первый же день увидела Его.

«Ты чуть вошел, я вмиг узнала...» Как Татьяна Ларина, она первая сдела­ла шаг навстречу. Любовь выскочила перед ними, как перед Мастером и Маргаритой, «как из-под земли выскакивает убийца в переулке», и по­разила обоих. И через два года стала на многие лета - «верная супруга и добродетельная мать».

«Зная Вас четыре года, Елена Яковлевна, я не перестаю восхищаться Вами, умением заинтересовать даже самого большого лоботряса. Вы увидели во мне личность и смогли развить во мне самое замечатель­ное. Хочу пожелать Вам никогда не чувствовать себя ненужной, потому что я буду помнить Вас всегда. Всегда!»

Миллион алых роз

Студенты московской пожарной академии после экзамена поминали школьных учителей недобрым словом. Вдруг один парень из Кабарды возразил: «А у меня была классная классная!» «И у меня! Моя Елена Яковлевна!» – вторил москвич. «Так и у меня Елена Яковлевна!» Через пять минут два мальчика из разных российских городов уже выяснили, что говорят про одного и того же человека. А через час примчались к Елене Яковлевне домой с огромным букетом роз и, перебивая друг дру­га, взахлеб рассказывали о чудесном совпадении. «Простите мне мою безграмотность, обещаю, ради Вас я ликвидирую ее! Еще хочу попросить прощения за мой отвратительный почерк. Если хо­тите, Елена Яковлевна, я буду писать Вам такие работы каждый день и буду выводить каждую буковку, и мне не будет жалко ни секунды!»

Главное – научить учиться

Ее уроки – лекция или свободная дискуссия. «Есть среди нас негодяи, которые не выучили урок?» – спрашивает она в начале урока. «Есть!» – без страха отвечают дети. «Я с ними незнакома. К следующему уроку будьте готовы». А дальше, кто желает, солирует, остальные дополняют. Лес рук! И только хорошие оценки – в журнал. Результат – «негодяи» уже усвоили материал. После занятий – совместные прогулки-экскур­сии по Москве, чтение вслух стихов у памятника Пушкину. Иногда учи­тельница «озорничала» по старой привычке – после спектакля во МХАТе влезла вместе с классом на сцену фотографироваться. Она не рас­стается и со своими выпускниками. Ее дом открыт для всех. Все празд­ники вместе. Ее день рождения – святой день для учеников.

«Четверг – мой самый нелюбимый день недели. В этот день я не имею счастья видеть Вас, Елена Яковлевна! Стоит увидеть Вас, и настроение поднимается на весь день! Вы простите меня за назойливое хождение, но мне хотелось рассказать Вам все, что накапливалось у меня на душе, и я знала, что вы поймете меня».

Пароль: «Я – к Елене Яковлевне!»

Ее перевели завучем в новостройку. К директору один за другим стали приходить ученики из прежней школы. Директор вызвал учительницу: «Кого брать?» Она попросила: «Кто скажет – к Елене Яковлевне, – бе­рите, пожалуйста, всех». Пришел – без пяти человек – целый класс! Оставшиеся пять подтянулись в первые недели учебного года.

Позвольте, Елена Яковлевна, присоединиться к Вашим ученикам. Мне очень-очень жаль, что Вы не были моей классной классной. Вы даже не замечали, что говорили: «Это было лучшее время!» – о каждом периоде жизни. «Лучшего класса у меня не было!» – о каждом классе. У Вас «идеальные родители, муж – лучший из всех мужчин и изумительные сыновья-отличники». Научите меня этому учиться!

Авторизация
Логин:
Пароль:
Войти

5 (16) 2005
Номер 5 (16) 2005

Краткий анонс:
Дойти до Берега Скелетов и выжитьПосле пьедесталаВладимир Погодин: «Самбо – это наш вид спорта!»Кинель-черкасский феномен
127051, г. Москва, 1-Колобовский переулок, дом 19, строение 2
Тел.: +7 (977) 777-99-69
E-mail: mail@samoz.ru
Internet: www.samoz.ru
Главная | Новости издания | Текущий номер | Секция самбо | Архив номеров | On-line сервисы | Контакты | Полезные ссылки
Rambler's Top100
Array