Самозащита
С Новым 2016 годом!Персона номераОсобый репортажПрямая речьЗавтрак с чемпиономСюжет человека
Генеральная линияТурнирыТурнирыТурнирыТурнирыТурниры
Экипировочный центр "DAN SPORT"
On-line подписка On-line голосование Подписка на новости О журнале Где купить Редакция журнала Вакансии Для рекламодателей Media Kit Выставки Партнеры Журналу «Самозащита без оружия» - 10 лет «Самозащита без оружия» в Raff House
Сделать стартовой Добавить в избранное Написать письмо

Каждому времени - свои герои

Текст: Александр Ершов.
Фото: Марина Лысцева.

Генерал армии, заслуженный военный летчик СССР, Герой Российской Федерации, доктор военных наук, профессор Петр Дейнекин с 1992 по 1998 год был главнокомандующим ВВС РФ. Сегодня он возглавляет Общественный совет при Росавиации и входит в Попечительский совет Всероссийской федерации самбо. Мы расспросили генерала о воспитательном значении спорта, а также об отношении российских военных к самбо.

Петр Степанович, какое значение в процессе воспитания молодого человека имеют общественные институты?
— Огромное! Раньше в нашей стране вопросами воспитания общественные институты занимались в государственном масштабе. Они играли в этом деле главную роль, однако ядром воспитания были семья и школа. Сначала школьников принимали в октябрята, потом всем классом в пионеры. Тот день, когда тебе повязывали на шее красный пионерский галстук, был одним из ярких в нашей жизни. Затем молодежь переходила в комсомол, а наиболее активные из комсомольцев рекомендовались в партию.
К сожалению, после развала СССР эта проверенная система была упразднена. Негативное влияние на подростков стали оказывать телевидение, улица и ночные клубы. Возникло много соблазнов, они стали доступными и для школьников. Для того чтобы отвлечь от всего дурного молодежь, и должны вновь заработать общественные институты. Кстати, одним из главных факторов в деле воспитания является конечно же спорт. Здесь юношу воспитывают в команде, на ринге или на ковре. Это лучше, чем на улице или в ночном клубе.

Какие формы и методы воспитания вам кажутся наиболее эффективными?
— Надо отметить, что в последние годы возрождается российская система воспитания молодежи. Например, по всей стране от Балтийского до Охотского моря воссоздается кадетская форма обучения и воспитания. И какими бы ни были формы и методы, главным в воспитании является личный пример педагога. Дети начинают копировать и речь, и манеры, и походку своего любимого учителя. Такие люди остаются с нами на всю жизнь. Вместе с тем нужно пропагандировать мужественные, героические профессии: летчиков, шахтеров, сталеваров, хлеборобов, моряков. Про них, а не про братков и олигархов, создавали фильмы, писали стихи и пели песни, а в народе слагали частушки. Вот одна из них: «С неба звездочка упала, / Самолет крылом задел. / Это наш товарищ Чкалов / Над Канадой пролетел!».
На примере летчика-испытателя Чкалова воспитано не одно поколение ­авиаторов. Ему на смену пришли трижды Герои Великой Отечественной войны Покрышкин и Кожедуб, которые, в свою очередь, вдохновляли тех, кто в шестидесятые годы штурмовал космос во главе с Гагариным. Тут уж на первое место в пропаганде вышли космонавты.
Так что каждому времени соответствуют свои герои, которые личным примером воспитывают и зовут за собой других. А если говорить о спорте, то для нашей молодежи национальными героями в основном были хоккеисты и футболисты. О них в народе ходили легенды, и никто из болельщиков тогда не посмел бы бросить с трибуны файер или бутылку. Кстати, все знаменитости были нашими соотечественниками, и мы не искали на стороне ни пилотов, ни футболистов, ни боксеров.

Можно ли рассматривать самбо как инструмент общественного воспитания, или это только система подготовки спортсменов?
— Самбо конечно же очень мощная составляющая в деле общественного воспитания молодежи. Тут главное не в том, что молодой человек может стать чемпионом. Важнее то обстоятельство, что самбист, вне сомнений, станет порядочным человеком. Пожалуй, больше нигде, как в борьбе, не воспитываются настоящие мужчины.

Вы говорили об этике и нравственности. А что это такое?
— А это как раз то, что надо воспитывать у молодежи личным примером. Вообще-то говоря, ваш вопрос об этике и нравственности — это тема большой конференции. Скажу только, что высоконравственный человек не способен на гнусные поступки. На подлость, на предательство, на измену, на подкуп, на провокацию. Он не обидит слабого, ребенка или женщину и не будет преклоняться перед сильным. Одним словом, с таким человеком можно идти в разведку.

Как повлияли спортивные секции на послевоенное поколение?
— В войну и послевоенные годы люди питались очень плохо, это сказалось на здоровье подрастающего поколения. Напомню, что карточную систему, в том числе и на хлеб, отменили только в 1947 году. Но вместе с тем на наши характеры и силу воли здорово влияли фронтовики. Мы знали все воинские звания, ордена и медали, типы самолетов, танков, орудий и американских машин. Однако с особой мальчишеской любовью мы относились к тем фронтовикам, которые, несмотря на ранения, добивались успехов на европейских и мировых чемпионатах, на Олимпийских играх. Например, фронтовиком был чемпион Европы по боксу в тяжелом весе Николай Королев, а боксер Владимир Карпов захватил в войну около 300 языков и получил звезду Героя. Фронтовиком был и олимпийский чемпион по гимнастике Виктор Чукарин. Лейтенанты-фронтовики прекрасно играли в футбол (команда ВВС) и в хоккей (команда ЦДКА). А как мы гордились, когда в 1952 году сборная СССР стала олимпийским чемпионом по футболу! При этом золотой гол забил Анатолий Ильин со сломанной в ходе игры ключицей. Эти молодые люди служили нам примером, мы тянулись за ними, записывались в спортивные секции и, не скрою, мечтали об их славе. Их славные имена мы запомнили на всю жизнь.

Кто такой тренер с вашей точки зрения, какими качествами он должен обладать?
— Тренер — это великий учитель, он непременно должен обладать талантом воспитателя. Например, был в нашем спорте знаменитый футболист и хоккеист, лейтенант ВВС Всеволод Бобров. Это он в составе сборной «Динамо» завершил разгром «Челси» на стадионе Уэмбли в 1946 году. Однако тренера из Всеволода Михайловича, к сожалению, не получилось. А вот Анатолий Владимирович Тарасов — тот и игрок был прекрасный, и тренером стал с мировым именем. Так что лучше будет для авторитета учителя, если ты и сам умеешь, и других учишь. В авиации, например, если ты не умеешь летать, то как же этому делу учить других? Тренер должен обладать высокими человеческими качествами, в том числе мужеством.

Какое значение спортивная подготовка имеет в армии и ВВС?
— Военнослужащим, пожалуй, больше, чем другим людям, нужна спортивная подготовка. Кстати, она имеет свои особенности для каждого вида вооруженных сил или рода войск. Например, летчики дальней авиации находятся в воздухе за штурвалами своих стратегических кораблей без посадки не один десяток часов. Они переносят относительно небольшие по величине, однако продолжительные по времени нагрузки. А вот летчик-истребитель, наоборот, должен быть готов в воздушном бою в течение получаса выдерживать кратковременные, но высокие перегрузки. Но кроме физической, воину нужна и психологическая подготовка, уверенность в себе. Управлять самолетом непросто, но еще сложнее управлять собой.

Какая судьба у самбо в ВВС?
— Не могу назвать судьбу самбо в ВВС завидной. Но вместе с тем считаю, что самбо — это один из тех видов физической подготовки, который необходим в авиации. В отличие от десантников, среди летчиков мало ребят, которые умеют драться. А это необходимо, чтобы увереннее чувствовать себя в нештатной ситуации. Сбитый в Сирии экипаж, безусловно, должен был обладать навыками рукопашного боя.
В свое время я пытался внедрить самбо в качестве физической подготовки для экипажей дальней авиации. Приглашал инструкторов по самбо из Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища для проведения сборов. Но постепенно за другими заботами это дело угасло. Видимо, не нашлось человека, который продолжил бы внедрение самбо в ВВС. Наиболее популярными видами физической подготовки в авиации остаются парашютные прыжки, лыжи и волейбол. Но я по-прежнему считаю, что летчикам необходимы десантная подготовка, стрельба и борьба самбо.

Какие виды спорта нравятся вам, какими видами вы занимались?
— Не нравятся мне только бои без правил да женский бокс. Но по вкусу спорт или нет — это одно, а добиться результатов — другое. Мальчишкой я занимался боксом (мухач), выступал в Харькове на открытом ринге. Это была хорошая школа держать удары без драк на улице. В наше авиационное училище летчиков набрали из 20 специальных школ ВВС, и получился курс с различными видами физической подготовки. Из Ленинграда приехали ребята-самбисты, знакомые с приемами рукопашного боя. Саратовские парни специализировались на классической борьбе. В харьковской спецшколе была хорошо поставлена прыжковая акробатика, наши ребята преуспевали в боксе. Но в училище нас сразу освободили от травмоопасных видов спорта, там широко пропагандировались лыжи и кроссы, которые развивают выносливость. Где-то в середине 60-х годов прошлого века мы организовали факультативные занятия в Военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина по самообороне без оружия. В качестве тренера пригласили мастера спорта Германа Руденского. В те же годы я познакомился с Давидом Рудманом, который тогда блистал на борцовском небосклоне, а потом организовал «Самбо-70» и стал великим учителем. Давид прекрасно сочетает в себе талант борца и учителя, это святое дело достойно продолжает его преемник Ренат Лайшев.
И, конечно, в авиации все мы любили футбол. Играли на грунтовых летных полях командами по формуле «сорок на сорок». Но наш современный футбол меня разочаровал, потому что кожаный мяч у нас в стране стал не средством для воспитания людей, а бизнесом. Наличие в составе оте­чественных команд зарубежных игроков и тренеров вызывает особое возмущение.

Если обратиться к истории Великой Отечественной войны, как бы вы смогли охарактеризовать вклад авиации в нашу победу?
— В первом периоде той великой войны наша авиация потерпела тяжелое поражение. Однако в ходе жестокой борьбы с асами Геринга за господство в воздухе «сталинские соколы» переломили ситуацию и закончили войну в небе Берлина. По немецким данным, львиную долю своих потерь люфтваффе понесли на Восточном фронте. Если брать за критерий количество Героев Советского Союза, то во время Отечественной войны этого звания было удостоено 2200 советских летчиков, из них 63 пилота стали дважды Героями. Наша авиация за годы войны превратилась из рода войск в самостоятельный вид вооруженных сил.

Как сильно изменилась с послевоенных времен авиация?
— Роль авиации после войны значительно возросла в связи с тем, что она освоила реактивную тягу, перешла на сверхзвук, испытала ядерное оружие. До начала 60-х годов только авиация была способна на своих стратегических бомбардировщиках доставлять ядерные боеприпасы до объектов в удаленных военно-географических районах. А когда у нас появилось дальнобойное ракетное оружие, авиация заняла свое достойное место уже в ядерной триаде вооруженных сил. «Трезубец» этот состоит из Ракетных войск стратегического назначения, атомоходов Военно-морского флота и стратегических воздушных кораблей. Но вместе с тем авиация, как ни один другой вид вооруженных сил, способна вести боевые действия во всем диапазоне разнообразных задач, при этом в любой войне, как локальной, так и (не дай Господь!) широкомасштабной.

Каково состояние нашей авиации сегодня, памятуя, что некоторое время назад существовал дефицит кадров, проблемы с топливом и так далее?
— Своего максимального могущества наша авиация достигла к концу 80-х годов прошлого века. Однако после развала СССР она подвергалась разрушительным реорганизациям и сокращениям, в результате которых утратила свою былую мощь. За последние годы ситуация заметно улучшается. Активно развернулась боевая подготовка, окреп моральный дух авиаторов. И действия наших Военно-воздушных сил в войне против ИГИЛ (организация признана в России террористической и запрещена. — Прим. ред.) говорят сами за себя.

Справедливо ли утверждение, что авиация — элита вооруженных сил?
— Я так не считаю. Своя элита имеется в любой сфере человеческой деятельности, в том числе и в военном деле. Но если кто-то считает, что авиация — это элита, то кем же тогда считать космические войска? Если все же построить элитную армейскую иерархию по мужеству, то первое место надо отдать подводникам. Затем — танкистам, которые сражаются в непосредственном контакте с огнем и металлом. На третьем месте могут быть летчики и десантники. Однако это мое личное мнение.

Кого сегодня принимают в летные училища?
— Требования к абитуриентам остались по-прежнему высокими. Все поступающие в летные учебные заведения должны обладать крепким здоровьем, потому что служба в авиации связана с высокими нагрузками. Руководство Воздушно-космических сил во главе с главкомом Виктором Бондаревым проводит общероссийскую акцию по отбору юношей в летные училища. Военные летчики выступают в небе Воронежа и Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону и Севастополя, над Саратовом и Нижним Новгородом, демонстрируют боевые возможности и красоту нашей авиации. На земле работают пункты набора людей на службу по контракту, и молодые люди в авиацию теперь идут. Конкурс увеличился до пяти-шести человек на место. Вместе с тем в летные училища должны поступать ребята, имеющие первоначальную летную подготовку. Есть активисты, которые пытаются восстановить сквозную систему подготовки авиационных кадров: от аэроклуба до летчика-инженера. Это было у нас в стране, когда при общеобразовательных учебных заведениях создавались школы первоначальной летной подготовки, где ребята летали на недорогих учебных самолетах типа Як-52. К сожалению, некоторые военачальники в свое время сделали немало для того, чтобы загубить нашу военную авиацию. Но сейчас ситуация улучшается, будет создан Президентский кадетский корпус для подготовки юношей к службе в Воздушно-космических силах.

Вспоминая недавнее трагическое событие, спрошу: мог ли экипаж ­­Су-24 не услышать обращение к нему турецкой стороны?
— Насколько мне известно, никакого предупреждения не было. Если бы оно было, то турецкие военные немедленно сняли бы его с записывающей аппаратуры на борту своего истребителя F-16 и широко растиражировали в СМИ. По международным правилам тот экипаж, который нарушил воздушное пространство, сначала предупреждают по радио. Затем самолет-перехватчик той страны, чьи воздушные границы были нарушены, должен своими маневрами пригласить нарушителя следовать за ним. И как последнее предупреждение — стрельба из пушек по курсу следования самолета-нарушителя. А внезапно пускать ракету по самолету в воздушном пространстве соседнего государства — это провокация, которая закончилась трагической гибелью российских военнослужащих. И вполне естественно, что она вызвала с нашей стороны ответные меры.

Авторизация
Логин:
Пароль:
Войти

1 (78) 2016
Номер 1 (78) 2016

Краткий анонс:
С Новым 2016 годом!Быть честным перед вечностьюРождение самолётаКаждому времени - свои героиПревосходство горцаВосставшая из пеплаСекретное оружиеБлиже к экваторуГенеральная репетицияЧемпионат специального назначенияВысокий уровеньТак держать!
127051, г. Москва, 1-Колобовский переулок, дом 19, строение 2
Тел.: +7 (977) 777-99-69
E-mail: mail@samoz.ru
Internet: www.samoz.ru
Главная | Новости издания | Текущий номер | Секция самбо | Архив номеров | On-line сервисы | Контакты | Полезные ссылки
Rambler's Top100