Самозащита
С Новым 2016 годом!Персона номераОсобый репортажПрямая речьЗавтрак с чемпиономСюжет человека
Генеральная линияТурнирыТурнирыТурнирыТурнирыТурниры
Экипировочный центр "DAN SPORT"
On-line подписка On-line голосование Подписка на новости О журнале Где купить Редакция журнала Вакансии Для рекламодателей Media Kit Выставки Партнеры Журналу «Самозащита без оружия» - 10 лет «Самозащита без оружия» в Raff House
Сделать стартовой Добавить в избранное Написать письмо

Восставшая из пепла

безметалловая керамика
Интернет магазин автозапчастей в Перми, vag еще на сайте.
карьеры Архангельской области

Текст: Марина Полунина.
Фото: из личного архива Валерии Приходченко.

Лицо этой актрисы знакомо многим зрителям благодаря популярным телесериалам, однако театральная публика знает ее намного лучше. Она же — режиссер, поставивший семь спектаклей, 20 эскизов спектаклей и больше 100 читок современных пьес, руководитель театрально-драматургической программы Волошинского конкурса и одна из лучших исполнительниц моноспектаклей в России. Валерия Приходченко рассказала нам, как все эти ипостаси может совмещать в себе один человек.

Биография:

  • Валерия Викторовна Приходченко
  • Режиссер, актриса, пианистка, руководитель театрально-драматургической программы Волошинского конкурса.
  • Родилась 22 марта 1969 г. в Ростове-на-Дону.
  • В 1988 г. окончила Архангельское музыкальное училище по классу фортепиано.
  • В 1994 г. окончила ЛГИТМиК по специальности «Актерское мастерство» (мастерская Льва Додина).
  • Работала директором по кастингу на киностудии «Мосфильм» с режиссерами Владимиром Мотылем, Павлом Чухраем, Александром Атанесяном и другими.
  • Снималась в фильмах и телесериалах «Свобода — это рай», «Зал ожидания», «Полночь в Санкт-Петербурге», «Кулагин и партнеры», «Папины дочки», «Провинциалка», «Шальной ангел», «Дети белой богини», «Человек, который знал все», «Женщины на грани», «Борис Годунов» и других.
  • В качестве актрисы и режиссера принимала участие в фестивалях «Премьера PRO», «Любимовка», «Действующие лица».
  • С 2011 г. работает актрисой и  режиссером в «Театральном особняке», а также преподавателем актерского мастерства в московском филиале Ярославского государственного театрального института.
  • Награждена специальным призом жюри за лучший моноспектакль «Полковник» на Московском фестивале «Театральная обочина».


Одной жизни мало
До переезда в Москву Приходченко знали и любили как театральную актрису. Она работала в Александринке, небольшом драматическом театре под управлением Льва Эренбурга, Театре на Литейном, театре «Особнякъ». Но один драматический случай полностью перевернул все. Так ртуть предательства в жизни Валерии стала золотом искусства.

Валерия, какую деятельность вы считаете в своей жизни главной?
— Меня часто спрашивают, кем я считаю себя в большей степени — режиссером или актрисой. Но я уже не могу отделить одно от другого. Даже если сейчас у меня рванула бы актерская карьера, я все равно не смогла бы жить без режиссерских экспериментов. Как не смогла бы и без фестивальной деятельности, которая за счет постоянно обновляющегося материала чрезвычайно обогащает меня — и в человеческом, и в актерском, и в режиссерском плане. И, наверное, уже не проживу без преподавания, которым четыре года занимаюсь в «Театральном особняке». Сегодня я абсолютно наполненный, счастливый человек и совершенно ни от чего не хочу отказываться. Наоборот, могу в сто раз больше! Во мне столько всего, что хватит на еще одну жизнь.

С чего все началось?
— С кино. Мне было 18 лет, я жила в Архангельске и получала образование в музыкальном училище по классу фортепиано. Однажды однокурсницы взяли меня с собой в ресторан. И вот я первый раз в жизни сижу в ресторане — центральном в городе, под названием «Юбилейный», — и ко мне подходит незнакомая женщина. Я была уверена, что сделала что-то не так и меня сейчас выгонят. А она сообщает мне, что она с «Мосфильма», что здесь снимают кино, режиссер меня заметил и хочет пригласить сняться в эпизодической роли. Я была в шоке. Так я впервые сыграла в кино — в фильме Сергея Бодрова (старшего) «Свобода — это рай» — монахиню, которая спасает главного героя. Эта история перевернула мою жизнь. Я до сих пор в деталях помню те дни. Как со съемочной группой мы плыли на пароходе по Северной Двине, высаживались на берег, снимали. Как работал с нами Сергей Бодров, красивый, талантливый человек, который за все время съемок ни разу ни на кого не повысил голос. Тогда вся группа твердила мне: «Приезжай! Поступай! Мы тебе поможем! Ты актриса от бога!» Наверное, если бы я вняла их советам, жизнь сложилась бы иначе. Но я была послушной дочерью, поэтому, как велела мама, окончила музучилище и отправилась работать в музыкальную школу в поселок Двинской Березник Архангельской области. Но спустя год я все же приехала в Ленинград и поступила с первого раза в ЛГИТМиК, на актерский факультет в мастерскую Льва Додина, а после ­окончания — также с первого раза — на ­режиссуру к Мару Владимировичу Сулимову, великому режиссеру, которого уже нет с нами (в прошлом году отмечали его столетие). Это был очень светлый человек. Он умер через год после моего поступления, и без него я не смогла учиться — ушла с факультета…

…и погрузились в театральную жизнь?
— И в жизнь театральную, и в жизнь вообще. Ведь это были непростые годы — девяностые, перестройка. Бандиты, голод, унижение. И я — совершенно одна. И моя природа, в силу которой я все пропускаю через себя. Хотя сейчас я во многом благодарна своему жизненному опыту, считаю, что это мой клад, именно из него я черпаю силы. Многое в моей жизни состоялось благодаря тому, что я перебралась из Санкт-Петербурга в Москву. Это произошло в 2003 году. Узнав о предательстве любимого человека, я в ту же ночь уехала — в чем была, без вещей и денег. Страшно, тяжело все здесь начинала с нуля, познавая и предательство друзей, которые сначала звали: «Лерка, приезжай!», а как приехала, удивлялись: «Что приперлась?», и доброту и помощь людей случайных, незнакомых. Пришлось восставать из пепла. Зато, пережив все это, я обрела любовь (в 41 год вышла замуж) и глубоко погрузилась в профессию. Я горжусь тем, к чему пришла. Французская актриса Изабель Юппер когда-то точно сказала: «Играть — это больше скрывать, чем показывать». Мне очень дорого это достижение — уметь играть скупо и тихо, когда ты не разбрасываешь эмоции, но эффект от этого еще сильнее.


Одиночество на сцене
Театральные критики не раз писали о мощном воздействии актрисы Приходченко на зрителя. Особенно хорошо это видно в моноспектаклях, о которых стоит поговорить отдельно. Это очень сложный жанр: работая в одиночестве на сцене, необходимо в течение одного или двух часов держать зал. Валерия прекрасно справляется с этой задачей.

Сколько сейчас на вашем счету моноспектаклей?
— Пока пять. «Человеческий голос» по пьесе Жана Кокто, «Странники в ночи» по рассказам Чарльза Буковски, «Запах кофе» по пьесе московского драматурга Светланы Кочериной, «Время ночь» по повести Людмилы Петрушевской. И, конечно, самый важный для меня — «Полковник», спектакль по повести колумбийского писателя Габриэля Гарсиа Маркеса «Полковнику никто не пишет». В этой постановке я выступила не только как актриса, но и как режиссер. Полностью делала спектакль сама и с ним в итоге взяла спецприз на фестивале независимых теат­ров «Московская обочина».

«Полковнику никто не пишет» — произведение, главный герой которого — мужчина, старик. Почему такой странный выбор?
— Я действительно в течение трех лет искала для моноспектак­ля какой-то женский материал, что-то про любовь. Но ничего не находилось. И вот однажды пришла домой уставшая, села на диван, включила свою любимую Сезарию Эвору, и меня осенило: Маркес! Полковник! Вот что я хочу! И больше сомнений не было — даже при том, что судьба этого спектакля оказалась очень трудной. Первый режиссер, с которым я начала сотрудничать, отказался от работы. Это был такой удар! Но Москва меня научила все доводить до конца, и я решила: спектакль обязательно поставлю. Начала работать — сама с собой, без зеркала, без видео. Как это было сложно, не передать словами. Несколько месяцев я трудилась над инсценировкой, раз за разом переписывая ее. Подбирала музыку, вырабатывала интересный театральный язык. Порой на репетиции у меня в прямом смысле слова опускались руки, но усилием воли я заставляла себя работать. Очередной удар меня настиг на премьере в Центре Мейерхольда, когда мальчик, которого я наняла на свет-звук, не потрудился перед спектаклем прочесть партитуру. Но позже, когда спектакль все-таки состоялся, я несколько раз сыграла его в «Театральном особняке» и взяла с ним приз, до меня в полной мере дошло, какой же это актуальный текст — о простом, хорошем, честном человеке, который не нужен своему государству, но всей силой, всей верой способен не только противостоять равнодушной машине власти, но и заражать своим рвением окружающих, возвращать им желание жить. Более того, эта тема актуальна именно для женщины! Мы — российские женщины — сегодня так и живем. Кстати, моноспектакль, который я ­планирую поставить в ближайшем будущем, тоже на очень актуальную тему — о неверном выборе: не важно, чего — профессии или человека. Как, сделав этот неправильный выбор, жить дальше? Мне кажется, это очень важная тема для нашего времени. Но пока я не могу найти для него режиссера: пять человек уже отказались — не знают, как это ставить. Второй раз повторить подвиг с «Полковником» я не решусь, однако уверена, что выход обязательно найдется.

Не обидно, что при таком огромном творческом потенциале зритель больше знает вас как сериальную актрису?
— Нет, что вы! Некоторыми ролями в сериалах я по-настоящему горжусь. Одна из моих любимых — роль Фаины в знаменитом сериале «Глухарь. Возвращение». В двух сериях этого фильма — «Амнезия» и «Нелюди» — я играю злодейку, предводительницу банды, которая торгует человеческими органами. Я люблю эту роль: у меня получилось убедительно передать, что именно привело эту женщину к жестокости — отчаяние из-за одиночества и отсутствия детей. Как случилось, что она настолько очерствела? Когда стала способна творить такие страшные вещи? Я считаю, что мне удалось расшифровать этот образ благодаря помощи молодого режиссера Тимура Алпатова. Потом мне звонили со всей страны и говорили: «Кошмар! Мы тебя не узнали! Это круто!»
Из киноролей очень люблю три, которые мне посчастливилось сыграть у режиссера Владимира Мирзоева, — в фильмах «Человек, который знал все», «Борис Годунов» и «Ее звали Муму» (еще не вышел на экраны), а также роль в фильме Александра Павловского «Дети белой богини». И, конечно, я никогда не забуду свою первую роль монахини, с которой все началось.


Лабораторная работа
Ни одну, даже самую маленькую роль Валерии легкомысленной не назовешь. Очевидно, что именно такой — понимающий, глубокий и эмоциональный — человек и должен оценивать пьесы на театральных фестивалях. Этим и занимается Валерия Приходченко последние несколько лет.

Как вы начали работать на театральных фестивалях?
— Я уже рассказывала, как практически случайно в 2003 году попала в Москву. Первый год в столице оказался очень тяжелым. В Санкт-Петербурге я была востребованной актрисой, а в Москве пришлось работать продавцом мужской одежды в торговом центре на Автозаводской — просто чтобы выжить. Но потом я поняла: нужно во что бы то ни стало вернуться в свою среду. И пошла на «Мосфильм», где встретила Виктора Трахтенберга, второго режиссера фильма «Свобода — это рай». Он рекомендовал меня на кинопроект ассистентом режиссера по актерам, где я стала трудиться. Позже меня начали приглашать на драматургические театральные фестивали — сначала как актрису, потом как режиссера: предложили поставить один текст, другой... Сейчас по количеству поставленных на фестивалях пьес, говорят, я уже опередила многих в Москве — их у меня больше ста. Первым в 2005 году был фестиваль «Премьера PRO», затем «Любимовка», в которой я принимала участие с 2006 по 2012 год, затем «Действующие лица» в Школе современной пьесы… Так дело дошло и до Волошинского конкурса, в нем я сейчас руковожу театрально-драматургической программой, в ходе которой каждый год мы прочитываем пьесы в Коктебеле, а потом в Москве, в Булгаковском доме, уже с профессиональными актерами. Публике очень нравится. Если пять лет назад в зале собирались 10–20 человек, то теперь зачастую не хватает мест.

Много ли талантливых пьес присылают на фестиваль? О чем пишут современные молодые драматурги?
— Талантливых много. И пьесы есть прекрасные, такие как «Нюрнберг. Скамья подсудимых», написанная драматургом из Самары Александром Игнашовым. Или пьеса московского драматурга Роберта Орешника «Подземный часовой» — о Первой мировой войне. Она основана на реальной истории человека, которого забыли в подвалах склада с оружием, и он, обычный солдатик с передовой, жил там, под землей, девять лет, охраняя склады. Или пьеса молодого драматурга из Москвы Марии Огневой «Костик» — о том, как пропавшего юношу ищут его мать и девушка, вынужденные в этой ситуации искать общий язык, который не могли найти, когда он был рядом. Или пьесы «Волшебная птица Хеппилия» и «Рубашка в крупную клетку» удивительного современного драматурга из Екатеринбурга Алекса Бьёрклунда. Я очень ценю этого сложного автора, который просто и скупо рассказывает об одиночестве и любви. До сих пор не понимаю, почему только я делаю читки по его пьесам, а другие режиссеры их пока не заметили. В творческих лабораториях фестивалей так много хороших пьес, что их невозможно держать взаперти. Из нашего Волошинского конкурса в 2013 году родился Волошинский театр, силами которого сегодня мы ставим эти пьесы на сцене «Театрального особняка». Я задумала Волошинский театр, чтобы отойти от читок и делать полноценные спектакли по пьесам-лауреатам, сбить труппу, приглашать других режиссеров. И «Костик» — первая ласточка.

А говорят, что сегодня театр умирает…
— С этим утверждением я никогда не соглашусь. Я оптимист, весельчак и хулиганка, и считаю, что театр никогда не умрет! Ведь театр — это живой организм, и никакая анимация, никакое 3D никогда его не заменят. Только в театре человек может увидеть себя со стороны, излечить душу, воспитать себя, понять. Лучше всего, кстати, это демонстрируют даже не взрослые, а дети. Я являюсь постоянной участницей лаборатории «Маленькая Премьера» в театре «А-Я» и нередко становлюсь свидетельницей разительных перемен. Например, я наблюдала, как родители сумели отучить ребенка от компьютерных игр, регулярно приводя его на спектакли. Этот целительный эффект сложно объяснить словами и понять — лучше один раз увидеть.

Авторизация
Логин:
Пароль:
Войти

1 (78) 2016
Номер 1 (78) 2016

Краткий анонс:
С Новым 2016 годом!Быть честным перед вечностьюРождение самолётаКаждому времени - свои героиПревосходство горцаВосставшая из пеплаСекретное оружиеБлиже к экваторуГенеральная репетицияЧемпионат специального назначенияВысокий уровеньТак держать!
127051, г. Москва, 1-Колобовский переулок, дом 19, строение 2
Тел.: +7 (977) 777-99-69
E-mail: mail@samoz.ru
Internet: www.samoz.ru
Главная | Новости издания | Текущий номер | Секция самбо | Архив номеров | On-line сервисы | Контакты | Полезные ссылки
Rambler's Top100
Array