Самозащита
Персона номераОсобый репортажМонологЗавтрак с чемпиономСюжет человека
Генеральная линияТурнирыТурнирыТурнирыТурнирыМесто встречи
Экипировочный центр "DAN SPORT"
On-line подписка On-line голосование Подписка на новости О журнале Где купить Редакция журнала Вакансии Для рекламодателей Media Kit Выставки Партнеры Журналу «Самозащита без оружия» - 10 лет «Самозащита без оружия» в Raff House
Сделать стартовой Добавить в избранное Написать письмо

Андрей Анкудинов: "Смысл в том, чтобы жить"

Текст: записала Илана Александрова.
Фото: из личного архива Андрея Анкудинова.

Актер театра и кино, кинорежиссер, сценарист, продюсер, автор и исполнитель песен, романсов, пародий.

Самую раннюю «елку» я играл в десять утра 1 января. Идею назначить спектакль в чудовищную рань можно было списать на неуважение администрации к артистам. Именно это мы с коллегами обсуждали, неспешно гримируясь и переоблачаясь в сказочных персонажей. Но оставался вопрос: какие же родители просыпаются после новогоднего застолья, чтобы к 9:30 привести детей в театр? Один из коллег, опытный отец, все разъяснил: «Мне легче встать и увести из дома опасность в лице маленьких оглоедов, проснувшихся в половине восьмого. Я делаю это из чувства доброго новогоднего отношения к жене и знаю, что хотя бы для кого-то в доме наступает тишина...» С тех самых пор я тоже знаю, что весь шум и гам, царящий в зрительном зале, означает чье-то тихое и безмятежное первое утро наступившего года.

Не могу представить, есть ли люди, которые не любят детей сильнее, чем артисты в конце зимних каникул. В театре есть понятие «зеленка» — последний спектакль, последняя «елка» в сезоне. Город Ленинград, «зеленая елка», за кулисами никто уже не скрывает своей радости по этому поводу. А на сцене Женя Тиличеев, замечательный артист из театра музкомедии, обращается к залу: «Дети, идите сюда, ко мне!» Гурьба повалила на сцену, и Женя с видом ни дать ни взять палача гладит детей по голове, приговаривая: «Ну что, детки, завтра в школу!» И тоже не скрывает радости от этого факта.

Когда говорят про Деда Мороза, перед глазами неизменно встает образ великого святого человека, с которым мне посчастливилось дружить. Это владыка Питирим, митрополит Волоколамский и Юрьевский, с которым в жизни связано несколько историй. Сыну исполнилось три года, и я одолжил у друзей роскошный костюм Деда Мороза — шитая золотом шуба, борода, шапка, варежки. Не учел одного: валенки-то я не взял! А в той обуви, которую сын уже видел, появиться неприлично. Припомнил, что у меня есть новые кроссовки, и дополнил ими образ. Поздравление прошло замечательно, даже жена призналась, что в какой-то момент поверила в настоящего сказочного Деда. Но прошло полгода, и сын снова обратил внимание на мои ноги: «Папа, почему у тебя такие же кроссовки, как у Мороза?» Я выкрутился: «Разве ты не знаешь? Я дружу с Дедом Морозом! Мы в одном магазине покупаем обувь». Сын засомневался, и в подтверждение своих слов я показал нашу фотографию с владыкой Питиримом. Окладистая седая борода, добрый проницательный взгляд и улыбка митрополита выручили меня: сын еще долго верил в мою сказку и в Деда Мороза.

С Питиримом нас объединяла искренняя, полная чудес дружба. Когда мы с будущей женой попросили обвенчать нас, владыка отвечал: «Нет, монах на свадьбе не к добру» — и отправил к другому батюшке. «А сына вашего покрещу», — прибавил он, хотя о детях мы не задумывались. Через некоторое время после венчания у Людмилы начался токсикоз. Выходит, владыка не ошибся! Но вскоре после рождения нашего сына Питирим отошел в мир иной. 13 декабря мы пришли в тот самый храм в Брюсовом переулке, чтобы крестить Андрея. В этот же день там служили сороковину по Питириму. В какой-то момент сын закричал. Все, кто был в храме, обернулись. А батюшка, совершавший обряд, сказал: «Видите, владыка сдержал свое слово». Питирим незримо был с нами в то мгновение.

Мы с Людмилой долго спорили: я хотел назвать сына Василием в честь своего деда, а она — Андреем в честь своего. Наш мальчик родился на Андрея Блаженного, свидетеля Покрова. «Вопросы еще есть?» — спросила жена. А когда Андрюшке исполнилось 4,5 года, Люси не стало. Тот год помню смутно. Чтобы у меня не было никакой возможности выдохнуть, друзья — верный и преданный Левон Оганезов и прекрасная Надя, которая на тот момент была директором его ансамбля, — устроили непрерывную серию концертов. Люся ушла 2 марта, и лишь к началу декабря я «очнулся»: позади было 108 выступлений.

Именно Надя сумела вернуть мне интерес к жизни. А мой сын Андрюша знает, что у него есть мама, которая родила, и мама, которая воспитала. Обе мамы родом из Самары, одна — композитор, выпускница Гнесинки. Другая с красным дипломом окончила Московскую консерваторию. Надя — телевизионный режиссер, обладательница премий «ТЭФИ». С Андрюшкой у них выстроилось замечательное общение.

Пути Господни неисповедимы. Мой личный пример неоднократно это доказал. Я пошел в школу в пять лет (родителям нужно было защищать диссертацию, и меня просто отослали с глаз долой). Комиссия предлагала отправиться прямиком во второй класс: я уже умел читать, писать и считать, и в первом делать было нечего. Но родители испугались, что их маленький ребенок не приживется в среде матерых второклашек, и отдали все-таки в первый. В 15 лет я окончил физико-математическую школу при новосибирском отделении Академии наук СССР. Должен был поступать в МГТУ им. Н.Э. Баумана, но отправился прямиком в ГИТИС. Так в 15 лет я стал самым молодым студентом этой великой альма-матер. Как однажды прокомментировал мою историю Михаил Николаевич Задорнов: «Допустим, поступил бы ты в Бауманку... Все равно бы потом пошел в артисты». А он сам, если помните, выпускник МАИ, так что знает, о чем говорит.

Про самозащиту без оружия мне известно много «на собственной шкуре». Я всегда был маленьким и субтильным. А в родном Омске нравы были строгие: «Что ты делаешь в нашем дворе?» — и давай драться двор на двор, район на район. Мне постоянно приходилось выкручиваться, брать противника умом и хитростью. Всем двором бить самого маленького, пускай и чужого, считалось дурным тоном — так что часто предлагалось выставить против меня самого щуплого. Но я отвечал: «А как же я потом своим докажу, что вашего отметелил?» Начинался диспут, и за это время успевали подтянуться «свои». Так что я ни разу не вернулся домой с разбитым носом.

Великая все-таки вещь — традиции. Помните, в школе была кабинетная система, когда нужно переходить с урока на урок из класса в класс. Так вот, я пешком не ходил. Меня и мой портфель кто-то таскал на себе. Но не потому, что мне этого хотелось! Так полагалось «по понятиям». Я учился очень хорошо, быстро решал все варианты на контрольных и давал списывать. Хочешь не хочешь, а по школьной традиции признание этих заслуг выражалось в том, что тебя носили на руках. Ну или таскали на закорках.

Я учился хорошо, в аттестате были четверки только по химии, автоделу и военному делу. И по физкультуре, от которой я был освобожден еще с начальной школы. Дело в том, что в возрасте семи лет в Омске я подрался на дуэли. Во дворе у нас была девочка, которая мне очень нравилась. Но, как это часто бывает, ей симпатизировал другой мальчишка. Ему 12, мне семь. Он обозвал ее «жидовкой» — словом, значение которого мне было тогда неизвестно, но чутье подсказало, что это оскорбление. И я вызвал его на дуэль. Суть ее заключалась в том, чтобы, стоя на коровьих шкурах, съехать с горки высотой с трехэтажный дом, прокатиться по ледяной дорожке и финишировать раньше противника. Я решил во что бы то ни стало доехать первым, разогнался и... вылетел на строительный кирпич. Ударился головой. Кое-как добрался домой. Больница, трепанация черепа, клиническая смерть, поседевшая мама. Так что от физкультуры я был освобожден, но четверка в аттестате у меня откуда-то взялась.

Травма травмой, но я же все-таки мужчина. Так что постоянно занимался спортом. В Кишиневе у бабушки с дедушкой — конкуром, в институте увлекся фехтованием. Сценический бой — это же так красиво! Не доводилось пока применить навыки на практике, но фехтовать я обожаю! В старших классах пришел в ансамбль бальных танцев. Поскольку партнеров в бальных школах всегда не хватает, меня приняли и за месяц подтянули до C-класса. По нынешним стандартам так быстро уже нельзя дойти до этого уровня, но мне тогда удалось. Ради танцев я частенько прогуливал школу… И, разумеется, мальчик из сибирского города не мог не увлекаться лыжами.

Один мой знакомый агностик утверждал: «Не уверен, помогает ли молящимся Бог. Но то, что молитвой люди систематизируют свои желания, энергопотоки, намерения и тем самым методично и целенаправленно создают себя — факт неоспоримый». Пожалуй, я с ним согласен. Добавлю также, что я преклоняюсь перед теми людьми, которые занимаются чем-то с тем же упоением, с каким я занимаюсь своей профессией. Они творят себя.

С моим добрым другом Левоном Оганезовым мы частенько сочиняем веселые капустники для друзей. Недавно ездили в Монте-Карло, побывали на красивой свадьбе. На следующий день сели на солнышке, снова что-то сочиняли, и вдруг сложилась строфа, две строки которой достойны цитирования: «Мы смысла жизни не искали. / Мы просто радовались ей...» Я вспомнил, что однажды уже слышал нечто подобное. На съемках «Цыганского барона» с нами работали настоящие цыгане из самого настоящего табора. И вот однажды кто-то из съемочной группы задал старой цыганке вопрос: «В чем смысл жизни?» Она подняла на него глаза с таким видом, будто бы хотела убедиться, не круглый ли дурак перед ней стоит. И ответила: «Смысл в том, чтобы жить». С годами это ощущение пришло и ко мне.

Мой дедушка утверждал: «Те, кто говорят, что хороший человек не профессия — лжецы». И я полностью с ним согласен. Хороший человек — это первая и самая главная профессия, которой должен овладеть каждый из нас. И лишь когда она ложится на выбранный вами род занятий, то вы обязательно станете профессионалом в своей области. Я встречал немало очень талантливых артистов со спорными личностными качествами. Талант «уходил» и погибал, едва на поверхность всплывало то, что следовало бы не афишировать. И в то же время я знаю людей не очень большого природного дарования, но с такими потрясающими человеческими свойствами, которые позволили им вырасти в величайших профессионалов.

Знаю, что «Википедия» считает меня и режиссером, и сценаристом, и певцом, и продюсером. Но я актер, это моя работа. И я обязан профессионально петь, танцевать, общаться с людьми. Должен быть оратором, удерживать внимание людей. И своим партнерам мне нужно уметь объяснить, как нам легче жить на сцене. Для этого нужны навыки режиссера.

Я сторонник щемящих интонаций в музыке и песнях. Убежден, что всякий мужчина обязан уметь играть на нежных струнах душ противоположного пола. Что для этого необходимо? В музыке — лирическая интонация, а в разговоре — юмор и смех.

Моих спутниц всегда спрашивали: «Вам, наверное, с ним всегда очень весело?» И они угрюмо отвечали: «Очень». Ирония понятна — дома я люблю проводить время тихо, спокойно, нередко наедине с книгой. Смотрю много фильмов, сериалов. В быту со мной совсем не искрометно.

Я на полном серьезе получаю от жизни огромное удовольствие. Разумеется, непрерывно радоваться невозможно — надо иногда и делами позаниматься, а они запросто могут огорчать. Сына я учу так: «Если ты получил удовольствие не в таких объемах, как хотел, это не повод расстраиваться. Во-первых, ты все-таки его получил. Во-вторых, если задуматься, человек ежедневно хотя бы одну секунду бывает счастлив, но не всегда это замечает». Мы крепки задним умом: «...как же я был счастлив год назад!», ­«­...какой вчера был торт!» Но если бы люди почаще говорили себе простые слова — «я счастлив!», не форсируя, не обманываясь и даже ни капельки не привирая, то сами бы поняли, что всю жизнь прожили, будучи каждый день счастливыми.

Авторизация
Логин:
Пароль:
Войти

1 (83) 2017
Номер 1 (83) 2017

Краткий анонс:
Спорт не имеет границБесстрашные домохозяйкиАндрей Анкудинов: "Смысл в том, чтобы жить"Жизнь в боксеПогружение в высотуЗаявка на признаниеСофийский гамбитСамбо на службеБархатный сезон в ХорватииНовые горизонтыЗал бокса в Пушкино
127051, г. Москва, 1-Колобовский переулок, дом 19, строение 2
Тел.: +7 (977) 777-99-69
E-mail: mail@samoz.ru
Internet: www.samoz.ru
Главная | Новости издания | Текущий номер | Секция самбо | Архив номеров | On-line сервисы | Контакты | Полезные ссылки
Rambler's Top100
Array