Самозащита
Особый репортажЛичное делоМир вокругРезвяся и играя
Генеральная линияНовейшая историяШкола
Экипировочный центр "DAN SPORT"
On-line подписка On-line голосование Подписка на новости О журнале Где купить Редакция журнала Вакансии Для рекламодателей Media Kit Выставки Партнеры Журналу «Самозащита без оружия» - 10 лет «Самозащита без оружия» в Raff House
Сделать стартовой Добавить в избранное Написать письмо

МЕТРО антитеррора

Текст: Дмитрий Храповицкий. Фото: Игорь Яковлев, Владимир Воронов.

Слушайте! Это – НАДО! Лично вам! Никогда не стойте у края платформы! Если на рельсы упал человек, немедленно пошлите людей сообщить дежурному по стан­ции! Находясь на эскалаторе, имейте в виду, что в любой момент он может оста­новиться или даже обрушиться! Поэтому крепко держитесь за поручни. И будьте готовы прыгнуть на соседний эскалатор. В метропоезде, если есть возможность, выбирайте центральные вагоны, они в случае аварии страдают меньше – да, чи­татель, да! Это на нашу с вами жизнь пришлось время, когда правила мирного времени оказались детским лепетом по сравнению с еще недописанными прави­лами эпохи террора. А что поделаешь, если так жестко и просто вскоре, видимо, назовут наше время вслед ушедшим и ставшим за далью милыми – «верхнего палеолита», «средних веков», «нового времени». Не буду приводить, чтоб не сгла­зить, к каким более экстремальным терминам по поводу близкого будущего простирается сегодня фантазия среднестатистического пассажира. Предыдущее время, в случае соблюдения «правил пользования», оставляло пассажиру доста­точно много шансов доехать до места назначения. Нынче все под богом ходим. Не под правилами.

Мы пошли в метро делать этот репортаж о безопасности, хотя из многолетней журнали­стской практики ясно следовало: все, что ка­сается мер безопасности – государства ли, атомной станции, аэродрома, метрополитена, – является тайной. То есть – это для немно­гих.

У меня – пакет с журналами «Самозащита», название проглядывает сквозь пластик, а также проглядывает хлебница серебристого металла, похожая неизвестно на что. Я поло­жил пакет на сиденье, стою рядом. Еще есть свободные места. Никто не садится. Две круп­ные женщины с великими сумками, подозри­тельно оглядев мой пластик, бормоча друг другу – «что-то непонятное», – садятся (!) на­против. И увлеченно продолжают говорить о ценах. Время от времени, что-то подозревая, оглядывают пакет и меня. Мужик с пивом рванул к свободному месту и... вдруг заинте­ресовался схемой скоростного транспорта на стене. Мы – дети.

Мы же давно превратились в плоских экран­ных героев и наблюдаем за своей судьбой со стороны, безразлично, как в разрезе. Мы давно – потенциальный сюжет для экрана мировых новостей. Мы входим в подземелье вместе с неизвестными людьми, а потом вме­сте с ними начинаем тихо двигаться в метро-туннель, в темноту, неизвестно куда, в узкий ход, прорытый для светлой гусеницы. Практи­ческая виртуализация мира состоялась. Пото­му что мы по-прежнему беспечны. Тушите свет.

Москва, май 2005. РИА «Новости. По сло­вам руководителя столичного метрополитена Дмитрия Гаева, обвальное отключение элект­роэнергии на линиях метрополитена началось в 11.15. В 11.30 руководством метрополите­на было принято решение о начале эвакуа­ции. Гаев подчеркнул, что люди выводились пешком по тоннелям: «Это гораздо быстрее и эффективнее, чем подтягивать вагоны или по­езда к станции, так как напряжения все рав­но нет. Вчерашний день нас научил тому, что, оказывается, подготовка персонала и ава­рийных бригад находится на хорошем уровне. А конкретные шаги по профилактике в подоб­ных ситуациях должны предпринимать энер­гетики, а не мы». В эти дни также удалось уз­нать, что запас живучести метрополитена – 4 часа. И этого вполне достаточно для обеспе­чения эвакуации пассажиров.

Станция «Новокузнецкая». Двух восточного вида граждан отводят в сторону, Проверяют документы, а затем приглашают в милицей­скую каптерку около эскалатора. Жду, смот­рю. Через пять минут их выпускают, и, доволь­но веселые, они начинают движение вниз. Не те. А где – те? Где те. избавившись от кото­рых, мы навсегда избавимся от своих стра­хов, загоняемых в подсознание? Возможно ли это? Взрывы в Лондоне...

Москва, июль, РИА «Новости». Московский метрополитен внедряет новые технологии для обеспечения безопасности пассажиров. «В этом году на реализацию антитеррористиче­ских мероприятий в метро выделено 1,4 мил­лиарда рублей, – заявил начальник столич­ной подземки. – Основное, на что пойдут эти средства, – создание радиопространства в метрополитене, сейчас под землей радиосвя­зи фактически нет». Кроме того, будет созда­на система «тревожной кнопки» на семи лини­ях. Третье основное направление – создание на нескольких линиях системы передач теле­сигнала в кризисный центр метрополитена.

Что в реалиях? Подхожу к дежурным по стан­циям, отношение у них недоверчивое. С моей стороны происходит выкладывание удостове­рений и номеров журнала «Самозащита», ни имен, ни должностей спрашивать не надо, то­гда можно получить немного информации, со­общенной как бы пространству комнаты, а не тебе, журналисту. «Камеры – да, устанавли­вают. Но в этом году на всех поездах – вряд ли. Заметили, что милиции на станциях пос­леднее время стало больше? А больше ничего не заметили? Не заметили – так не замети­ли. У нас увеличилось количество телефоно­грамм, повышающих бдительность».

Как спасти метро? Московское. А также нью-йоркское, парижское, лондонское. И всякое иное. Движение в малолюдное время под зе­млей и над ней есть жизнь, покой и размыш­ление. Так было. Сколько тут слов замеча­тельных было прочитано, сколько сделано странных записей, про мысли не говорю, сколько незнакомок, улыбнувшись, испари­лись в дверях навеки. Хорошо ведь было! На станции «Новокузнецкая» работает стар­ший сержант милиции Сергей Котов. Пресс-центр метро разрешил нам эту встречу. Без такой санкции ничего спрашивать и отвечать нельзя. Безопасность. Итак...

–  Вот видите, у нас есть камеры. Недавно за­пись помогла поймать вора. Да. вора! Он вы­хватил у подростка магнитофон и убежал. Па­рень быстро обратился к нам, и мы на выходе задержали его по приметам. А потом прокру­тили запись. Там вся кража как в учебном фильме оказалась зафиксирована...

Очень хочется доверять людям, доверчиво пользующимся метро. Доверять этим лицам. Самым разным персонажам, которые теперь отчетливо связаны подземкой. Общей, на время, судьбой. Общим, надолго, видеофиль­мом. Такого ощущения раньше не было.

– Еще ВЗК почти на каждой станции есть. – говорит Котов. – ВЗК! Формально она рас­считана на 200 граммов тротила... Да и кило­грамм выдержит! Надежная...

ВЗК, взрывозащищающая камера, – из числа нововведений последнего времени. Бом­бы, гранаты, подозрительные сумки надо по­мещать именно сюда. На ощупь – холодная. Но веет опасностью как от реактора. Есть эти камеры не на всех станциях, но на централь­ных – как правило.

Москва, июль, РИА «Новости». В текущем году камеры видеонаблюдения будут установле­ны в каждом вагоне поездов Кольцевой ли­нии, сообщил руководитель Московского мет­рополитена. «Программа антитеррористиче­ской защиты в метро рассчитана на период до 2007 года. На ее реализацию из феде­рального бюджета в текущем году выделено 1.7 миллиарда рублей. Нам предстоит создать систему тотального видеонаблюдения». Также закончены научно-исследовательские и опыт­но-конструкторские разработки, которые ве­лись несколько лет, и началось «реальное внедрение защитных механизмов». Ставятся «информационные терминалы», с кнопками «SOS» и «ИНФОРМАЦИЯ».

Но люди, люди! Вы по-прежнему садитесь ря­дом с непонятными сумками, пакетами. И с моим странным пакетом. Вы слышали – нуж­но реагировать. Но реагировать-то надо по-настоящему! Вы что – не верите сами себе?

Стоим в центре Москвы около станции метро «Охотный ряд». Ловим выходящих пассажиров.

Блиц-опрос «Самозащиты»

Виталий

– Вас часто останавливают в метро?

–  Бывает.

– Грубо обращаются?

– Нет.

–  Проверяют сумки?

– Иногда проверяют.

–  После лондонских взрывов вы замети­ли, что сотрудники безопасности работают более активно?

–  Нет. Я считаю, чтобы обеспечить безопас­ность, не обязательно демонстрировать ка­кие-то меры визуально. Лучше – незаметно. Кстати, то, что вы будете писать статью. – это тоже один из способов поднять безопасность. Люди прочтут и узнают больше.

Наташа с детьми

– Что нужно сделать для безопасности метро?

–  Может быть, больше бдительности прояв­лять. Сумки, странные люди. С другой стороны – надо полагаться на Бога. Вот были взрывы в Лондоне, в Египте. Многие говорят – куда теперь ехать отдыхать? А ведь все равно – будем отдыхать, что делать. И здесь может машина сбить, когда переходишь через доро­гу. Единственно – сейчас не только у нас – вообще в мире страшно. Раньше такого не было.

Николай и Мария

– Что-нибудь изменилось после лондон­ских взрывов, на ваш взгляд?

– Нет.

– Входя в метро сегодня, вы думает: взо­рвется – не взорвется?

– Да, бывает.

– Вы верите, что можно обеспечить сто­процентную безопасность?

– Честно говоря – нет. Ну что – проверять людей с большими сумками? Всех обыски­вать? Вовремя стукануть машинисту, что кто-то подозрителен? И что?

Маша:

– Большинству это все, похоже, по барабану. Все сами за себя.

– Но ведь во многих опасных ситуациях выжить можно только вместе.

Коля:

– Ну представьте, вы обнаружили сумку, там бомбочка. И сообщили машинисту. Считаю, что люди все равно не сумеют правильно сре­агировать. Я был в Израиле. Там постоянные учения гражданского населения на случай терактов. Нам такие учения тоже не помеша­ют...

Вот! Вот, кажется, и прозвучала, наконец, идея, которая может объединять пассажиров действием. Такие учения, на наш взгляд, не­обходимы. А то телевизионные новости в пос­леднее время дают лишь ощущение, что ниче­го, кроме взрывов, в мире быть не может. В наших головах терроризм давно превратился в такой же раздел новостей, как погода. Раз­ве что прогнозировать его совсем не научи­лись. А уж противостоять...

И все-таки – без людей, без пассажиров – слабо верится, что система будет давать 100-процентную безопасность. Сегодня уже есть рекомендации нового времени, как себя вес­ти в том или ином случае. Но они пока – пас­сивная информация. Ее надо привести в дей­ствие. Воспримите ее сегодня как вводный курс перед будущими учениями по безопасно­сти. Лишней она не будет. Читатель! Может быть, вы почувствуете себя увереннее. Это просто! Если каждый... Обнаружив странные или бесхозные предметы, сразу сообщит об этом машинисту поезда, дежурному по станции, работнику милиции. Упаси вас Бог, не от­крывайте их, не трогайте руками, предупреди­те всех, кто стоит рядом, о возможной опас­ности. Если каждый... Будет помнить, что са­модельные взрывные устройства также могут быть заложены под сиденья. Поэтому в слу­чае взрыва ваши шансы на выживание вы­ше, если вы стоите, а не сидите. Распростра­нение этих рекомендаций невыгодно метро­политену как транспортной системе. Но они есть.

Еще помните... Если взрыв произошел и по­езд остановился в тоннеле, не стремитесь во что бы то ни стало выбраться из вагона. В тоннеле проходят десятки электрических ка­белей, они могут быть повреждены в резуль­тате взрыва. А вот дверь, возможно, лучше открыть. Теперь – о дыме. Если вагон сильно задымлен, закройте рот и нос платком (мож­но смочить его) и ложитесь на пол. Как из­вестно, дым идет кверху. О токе. Металличе­ский корпус вагона может быть под напряже­нием, поэтому старайтесь не касаться метал­лических деталей. Лучше спокойно ожидать прибытия спасателей. Паника и бессмыслен­ные действия – основные опасности для вас в такой ситуации.

Москва, сентябрь, РИА «Новости». В 2006 году на ряде станций Московского метропо­литена будут созданы специальные зоны для предотвращения террористических актов, в том числе с возможным использованием хи­мического и бактериологического оружия. Од­на из таких станций – «Белорусская». В соз­данной на ней зоне и будут первоначально опробованы методы террористической защи­ты. Гаев сообщил также, что после 4-летнего обсуждения принята федеральная межведом­ственная антитеррористическая программа. Будет проведен конкурс на поставку соответ­ствующего оборудования, в котором смогут принять участие как российские, так и зару­бежные компании.

Эй, пользующиеся сегодня метро! Вы почему им пользуетесь? Точно знаете, что сегодня не взорвется? Или что вы заговоренный? Или что меры, принятые после терактов в Лондо­не, а когда-то и в Москве, стопроцентно на­дежны? Или вы тоже готовы к сопротивлению террору?

Авторизация
Логин:
Пароль:
Войти

6 (17) 2005
Номер 6 (17) 2005

Краткий анонс:
МЕТРО антитеррораПьяная планетаБорьба по правиламТри кита Образцова
127051, г. Москва, 1-Колобовский переулок, дом 19, строение 2
Тел.: +7 (977) 777-99-69
E-mail: mail@samoz.ru
Internet: www.samoz.ru
Главная | Новости издания | Текущий номер | Секция самбо | Архив номеров | On-line сервисы | Контакты | Полезные ссылки
Rambler's Top100
Array